Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«A dуnde vas? dуnde vas nube de mi soledad?»: Куда ты? Куда ты, мое одиночество?

Яна Чичина,-okolo.me, 05 Фев 2014

После «Макбет.Кино», ставшего в Петербурге живой легендой, о которой говорят, пишут и спорят уже больше года, Юрий Бутусов ставит в том же Театре им.Ленсовета, руководителем которого является, Чеховскую пьесу «Три сестры».

 
Четыре с половиной часа философских монологов, кричащих душ, разбитых надежд. Бутусов остается верен своему театру - театру этюдному, коллажному, неординарному. Театру, в котором сцены повторяются по несколько раз , в котором актеры не просто открывают душу, а выворачивают ее наизнанку перед зрителем, в котором музыка настолько тесно связана с движением и ритмом спектакля, что становится полноправным действующим лицом.
Как и все пьесы Чехова, «Три сестры» - драма жизни с отсутствием событий. В драмах Чехова события - это только фон, а на передний план выходит быт. Бутусов от иллюстрации этого быта отказывается. Стол, за которым недвижно сидят сестры в начале первого акта, пуст; на сцене масса хаотично расставленных предметов - ковры, кирпичная стена, замурованный в ней рояль. Герои живут не в доме, а в какой-то особой бесконечной пустоте, где все окружающие предметы напоминает временное пристанище. Именно пустота, как внешняя, так и внутренняя, выступает у Бутусова вперед, задавливая надежды. Персонажи выходят из неоткуда, выносят с собой стул, садятся перед зрителем и начинают говорить о своем. Они смотрят в зал, точно ищут собеседника, но не находят. Здесь все говорят только себе одному. Когда Андрей (Виталий Куликов) собрался поговорить с сестрами, они, опрокидывая стулья, встают и уходят, оставляя брата разговаривать с самим собой.
 
Три сестры - это три ипостаси единого целого. Единого одиночества. Они крайне похожи в сценах статичных, сдержанных. Но они совершенно разные в своих монологах, в сценах с эмоциональным надрывом. Ольга (Анна Алексахина) - самая старшая по возрасту, но самая младшая душой. Такой наивный, добрый ребенок, но скрывающий большую рану в душе. Маша (Ольга Муравицкая) - с грубым голосом, и самым потерянным взглядом. От нее особенно веет какой-то безысходностью. Может быть,поэтому в самом начале она одна из сестер держит в руках пистолет. И Ирина (Лаура Пицхелаури) в истории которой и показан процесс перехода от мечтаний о светлом будущем к смирению с беспросветностью. Весь этот процесс происходил внутри и выражался в тексте - никак не иллюстрируясь в мимике.
 
Известная всем фраза «Пока герои пьют чай, их жизнь рушится» - не про бутусовский спектакль. У него жизнь и надежды героев рушатся, пока они кричат, танцуют, поют, стоят, молчат. Никаких привычных бытовых дел - только физическое выражение внутренних переживаний. Их мечты улетучиваются в процессе той однообразной блеклой жизни, которую зритель не видит. Идут года, во внешности меняются только платья сестер, а их лица, их статичные позы выражают всю ту же усталость и неприкаянность.
 
Над мечтой сестер о Москве издеваются буквально в первых сценах - Вершинин (Олег Андреев) намеренно громко и наигранно с неприкрытым сарказмом повторяет трижды «А я из Москвы». Не знание пьесы, а хотя бы эта самодовольно сказанная фраза (рассмешившая весь зал интонацией, с которой была подана) дает право не сомневаться - никто в Москву не поедет. Не поедут и потому, что не предпринимают ничего. Три сестры и Наташа неподвижно сидят за столом, а все остальные герои суетятся сзади них у вешалок, бесконечно много раз надевая, снимая и снова надевая рубашки, брюки и пиджаки, подыскивая под новый образ себе осанку и выражение лица, точно подбирая себе роли. Тоже бутусовская «фишка» - спектакль кажется открытой репетицией, будто стены между гримерной и сценой вдруг не стало, как не стало стены между театром и жизнью.
 
Удивительным получился Соленый в исполнении Ильи Деля. Кажется, эта роль именно для него - у Бутусова Соленый похож на чёрта, с синим ирокезом на голове и в красных перчатках, постоянно встревающий во все разговоры, мелькающий то тут, то там, неожиданно выбрасывающий неуместные фразы. Свойственная Делю пластика - суетливая, дергнанная, хаотичная, еще больше приближающая его к черту или бесу, проявляется особенно в сценах Соленый-Тузенбах. Соленый единственный, кто не мечтает о будущем. У него другая миссия - он помогает ломаться чужим судьбам. И кому как не черту это лучше всего делать.
 
Наташа (Анна Ковальчук) в чем-то похожа на Соленого. Своим присутствием, своими правилами, своей надменностью, она точно не дает дышать сестрам, постоянно задуваяперед ними свечу, как последнюю надежду.
Безостановочное действие, которым отличаются спектакли Бутусова, смогло ужиться и в Чеховской «бессобытийной» пьесе. Сцена, в которой Маша приносит Вершинину письмо от жены, и сцена прощания Вершинина с Машей повторяются по пять раз подряд. С каждым разом увеличивается скорость происходящего, и теряется смысл, но последний сыгранный вариант и тишина после нее этот смысл возвращают и удваивают.
 
Бутусов не прорисовывает на своей картине детали, он пишет широкими, размашистыми мазками, выходя за пределы холста. Он рисует черно-белыми красками, но в его руках они подсознательно раскрашиваются всеми цветами. Среди всего балагана, фарса, хаоса, шуток и истошных криков, странных фраз, среди всего этого шумного и предельного читается поистине глубокий смысл. Почти все философские монологи чеховских персонажей произносятся дважды, с интервалом в акт. И тема «нас забудут», и тема одиночества, и тема несостоявшейся любви, разрушенных надежд и сломанной жизни. Кажется, страхи и разбивающиеся мечты говорят сами за себя, а персонажи бегут от них, мечутся по сцене... . Эти монологи - как открытые раны, стоит их коснуться, и они разрывают болью все тело. Актеры произносят их на пределе эмоций, срывая голоса. Тексты вырываются из контекста пьесы, и на какой-то момент становится не важно, кто это говорит. Но после каждого такого отступления, зрителя снова кидают в дом Прозоровых. Наверное, этим Чехов и интересен Бутусову - ему интересна не фабула, а темы, смыслы. На них он и выстраивает свою антилинейную композицию.
 
Спектакли Бутусова имеют свою особую атмосферу. Они гениальны и невероятно трудны. Впечатления от спектакля трудно, почти невозможно сформулировать сразу, все увиденное, отложилось где-то внутри, на подсознательном уровне. Его спектакли нужно смотреть еще раз, а потом еще и еще, с каждым разом открывая новые ракурсы, новые темы, новые эмоции и с каждым разом все больше проникаясь его гениальностью.
Текст: Яна Чичина

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика