Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Американскую мечту нашли на свалке

Мария Кингисепп,- «Известия», 2012, 11 марта

В Театре им. Ленсовета «Смерть коммивояжера» снабдили модными девайсами

 

 В свое время американский драматург Артур Миллер изрядно удивил современников, поведав о том, что знаменитая американская мечта может вдруг взять и не сбыться, подло вывернувшись наизнанку. Его пьеса «Смерть коммивояжера» в 1949 году взорвала театральный мир заявлением, что хеппи-энд - вовсе не догма.

За прошедшие шесть десятилетий пьесу эту ставили несчетное количество раз.

Потрясшая послевоенный мир биография торгового агента, от которого в силу обстоятельств отвернулись наследники и госпожа удача (но не верная супруга и добродетельная мать семейства), должна была бы по логике стать для питерского зрителя местным и жестким откровением, определяющим его измученное рефлексией сознание. Однако не стала.

Прежде всего потому, что у режиссера Олега Еремина не получилось сказать ничего нового. У него вышло лишь «нужное подчеркнуть». Красным цветом он выделил вечные истины, в который раз поведав, что бедность - не порок, долги и кредиты чудовищно унизительны, а ныть и побираться - в принципе неизбежный удел человека, который так толком и не превратился в типичного представителя среднего класса и тем более не научился быть жуликом и вором.

Как ни печально это сознавать, спектакль не стал этапным и для Артура Вахи, которому отдана главная роль коммивояжера по имени Вилли Ломен. Несмотря на то, что артист ни на минуту не уходит со сцены и призван нести множество смыслов, тянуть на себе груз множества пластов, он не имеет никакой возможности толком раскрыться, как подобает его возрасту и статусу, не говоря уж о мощном и завидном даровании.

Режиссер Еремин нещадно эксплуатирует Ваху, заставляя его дергаться и рычать и выдав ему всего лишь одну краску - оголенный нерв. Равно как и умницу Виталия Куликова в образе сына коммивояжера, парня с не сложившейся судьбой, Еремин «тупо пользует» строго однозначно, выпятив незаурядную пластичность и энергию молодости, и только. За что дуэт Ваха - Куликов лишен возможности сыграть главный, больной конфликт «отцов и детей», судьбоносный для пьесы момент откровения, когда в обоих что-то самое главное и трепетное с треском сломалось, - остается невнятным. Обоим позволено лишь демонстрировать раздрай в душе, переходящий в полный разгуляй, и констатацию факта: «Бобик сдох».

Что в премьере хорошо, так это совершенно новая, непривычная Ирина Ракшина, играющая жену Ломена. Словно и не было накрепко прилипшего к ней облегченного комического амплуа. Вот кто в спектакле не истерит, не выпячивает кошмарики, а живет. Домохозяйка-то она настоящая американская, но мудрость, терпение и способность жалеть, принять и простить своего мужчину у нее чисто русская, бабья, подлинная.

Поскольку режиссер, как положено рьяному дебютанту на большой академической сцене, пытается крикнуть о времени и о себе, в спектакле фигурируют приметы нашего настоящего. Так, бесстрастный и скучающий «фирмач» (Олег Федоров) забавляется с планшеткой Apple. И было бы круто, кабы фирма Apple как лидер мирового производства высоких технологий выступила спектаклю спонсором, ан нет: это просто небрежная, от балды, дань сценической актуализации, когда все подряд - и первачи, и лузеры - пользуются девайсами.

Из философского плана премьера предлагает эпизоды с явлением умершего брата Ломена: его «тайный советник» в параллельном мире иллюзий приходит здесь к герою, как к Моцарту приходил его «черный человек». Есть и прочие «черные люди», плетущие вокруг сдувшегося неудачника свою липкую паутину. Да и сам Вилли Ломен, как человек-паук из комиксов, в финале лезет на стенку, но при этом близкая русской душе метафора отчаянной безысходности отзывается и современным активным образом жизни, вернее, его сублимацией. (Кто из нас хотя бы раз не совершал попытки привести себя в форму и не покупал абонемент в фитнес-клуб, где попадаются искусственные стены для скалолазания?) И все бы ничего, но мучительно страшно за артиста Ваху, который лезет под колосники и боится, боится и лезет - а что делать, режиссерская задумка, типа яркий ход.

Завершить процесс осмысления бытия, дабы определить сознание, нам предлагают и вовсе на помойке. Огрызок новогодней елки, неприкаянная тележка из супермаркета и черные мешки, набитые вместо хлама и объедков предметами из жизни и быта, призваны заменить угрожающе наступающий на домишко Ломенов мир небоскребов. Но высотки - это, мол, за океаном, а у нас - мусорный ветер, дым из трубы. В довершение всего и хоронят-то героя тоже на свалке, где он так трогательно и безуспешно пытался сеять и созидать.

После премьеры «Смерти коммивояжера» «не театральная», «потребительская» Америка, до того явно предпочитавшая облегченный вариант мюзикла в качестве культурного досуга, повзрослела и начала воспринимать психологический театр.

После премьеры в Ленсовета, наоборот, хочется срочно вкусить какого-нибудь облегченного жанра, чтобы прополоскать мозг и вспомнить, что театр вообще, и Театр им. Ленсовета в частности, в принципе любишь.

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика