Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Ангелы Санкт-Петербурга

Леонид Лучкин,- Cityspb.ru. 14.05.2015

Под конец сезона театр им. Ленсовета преподносит своим поклонникам подарок - премьеру «Город. Женитьба. Гоголь» по мотивам знаменитой комедии писателя. И, несмотря на ощущение сырости монтажа номерной структуры и премьерной нервозности, можно назвать эту работу «самым лиричным спектаклем» главного режиссера Юрия Бутусова, так как по количеству бьющей фонтаном лирики работе нет равных не только в судьбе постановщика, но и в прошлом театральных интерпретаций петербургской темы.



Здесь главных героев нет. Ни один из оказавшихся на сцене действующих лиц не признается, что очень хочет любить. Все они пускаются в головокружительные вихри вальса, снега и текста, чтобы встретиться с трудностями и унестись прочь по законам инерции космической траектории, ожидая пересечения с новыми кометами, способными столкновением круто изменить судьбу.

Назвать это интерпретацией гоголевского сочинения не просто, хотя в сценическом тексте есть все, что играет с постановочной традицией пьесы, образно преображая и осовременивая классику. Так, например, друг жениха Кочкарев, Вергилий сюжета, всегда олицетворяющий адова проводника Данте-Подколесина, как черта с рожками и хвостом, вдруг превратился в розовощекого Купидона, ангела-Эроса, чернорабочего любви и разводных мостов в исполнении Сергея Перегудова.



А троица кандидатов в новобрачные - Яичница, Анучкин, Жевакин - стали одновременно и завсегдатаями ленинградской рюмочной, узнаваемыми рассуждениями за высоким круглым столом о долге, курьезах, женщинах, и тремя коверными белыми клоунами в черных строгих костюмных парах, исполняющими гала-концерт из наивных советских песен. Сергей Мигицко, Евгений Филатов и Александр Новиков будут в этих личинах столь трогательны и человечны, что их актерский лаконизм можно смело назначать эталоном сдержанности глубокой душевной бури, образцовой величиной, новейшим каноном исполнительской манеры Всемирной палаты мер и весов французского Севра.

Рядом с ними - трио прекрасноликих граций. Сваха, тетка и невеста, тоже слишком необычны, летучи, неземны. В здравом уме и доброй памяти городская сумасшедшая - сваха Фекла Ивановна (Галина Субботина). Как трагичный ангел, глашатай жребия, она завораживает предсказаниями сшибки небесного промысла и веления плоти, коротая будни откармливанием голубей - предвестников грядущего.



Ангел-хранитель жениха, тетка Арина Пантелеймоновна (Евгения Евстигнеева) будет тащить Подколесина на встречу с суженой, станцует чечеточный номер во время декорационной перестановки, кокетливой официанткой поднесет кофе, переживет три собственных разновеликих разрыва с законным супругом Амуром-Кочкаревым, и будет многократно призывать «удалого молодца» к подвигу, увы, зря.

Невеста же Агафья Тихоновна (Анна Ковальчук) - сектант Орестова комплекса, не выветрившегося после второй мировой войны из сакральных закономерностей женских судеб Петербурга. И эта героиня пройдет длинный путь от любопытства через влюбленность к одиночеству, усмиряя нереализованную гиперчувствительность умением много терпеть и долго ждать. Ох, знать бы, сколь тяжела подобная добродетель?!



Ей под стать «пейзаж души» суженого-ряженого Подколесина (Олег Федоров), рефлексирующего блоковеда, чья история вершится на периферии, и кто ради мимолетного видения презрит все блага мирские, утоляя жажду полной жизни по романтическому правилу - одними воспоминаниями.

Титанические усилия по вытягиванию этого бегемота из болота не проходят даром, а определяют тягучесть повествования, процесс мерный, пошаговый, завораживающий простотой, органикой, естеством. В воссозданном на площадке «Городе», где по Мандельштаму «к зловещему дегтю подмешан желток», не спят «ночами напролет» и бьет в висок «вырванный с мясом звонок»... нет явленных поводов для беспокойства. Но городских тайн так много, что, кажется, за кулисами «кишит их тьма, на сцену не спеша», занятых выталкиванием в световое пятно от софитов шарика в рулетку - жребия одинокого таланта. А потом, усмехаясь и смешавшись с тенями, будут катать они по кругу тонкий обруч колеса его счастья - от горя к радости, от болезни к здравию, от бедности к богатству, пока смерть не разлучит их.

Под музыку не столь разнообразную, а, наоборот, позволяющую царствовать сценической тишине, с редкими, разовыми выступлениями классики-джаз-попа на коротком поводке у фонового шума easy-listening-стиля. С одним условием - не препятствовать звучанию составных частей мозаики произведений: репликам «Женитьбы», фрагментам петербургских повестей Н.Гоголя «Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего», стихотворению М.Цветаевой «Мы с Вами разные, как суша и вода...», отрывкам из монолога Мышкина, студийной записи строк «Евгения Онегина» А.Пушкина.



Слегка суетны, но строги перемены оформления от художника Николая Слободяника. Секрет иллюзионного аттракциона - в функциональной расстановке признаков места действия: мебели, домашних / уличных светильников и шпиля Адмиралтейства / Александрийского столпа, обливаемых искусственным дождем и утопающих в бумажном снегопаде. И все эти атрибуты - лишь рамки вымысла, обращающие внимание на то, что в центре.

А там сегодня - режиссерский траур, вызванный одной распространенной привычкой нашего современника. Соль рассказанного Гоголем анекдота об одном неудачном замужестве вовсе не в тщетности поисков нежной страсти или невозможности реализации мечты, а в тех нескольких шагах, на которые не идет человек, сознательно отказываясь от решительных действий против своей доли. Такой гимн недееспособности, тактики отступления, культа монашеской аскезы, о которых давно перестали с подмостков вести разговор со зрителем. А Юрий Бутусов только начал. И впереди - еще громадье замыслов, воплощения которых мы будем трепетно дожидаться, вторя примеру действующих лиц фантазии «Город. Женитьба. Гоголь».



Последняя ее точка - кладбищенская тишь, прямая цитата из сценической версии романа Федора Достоевского «Идиот» гениального Эймунтаса Някрошюса. Только вместо дореволюционной ковки теперь прикроватные спинки из металлического дешевого новодела олицетворяют оградки могил, а роль разводного моста сыграет украшенная красной циклопей одноглазостью сигнального маяка стальная пружинная кровать, под которой обычно и прячутся от своей фортуны всякие сентиментальные одиночки.

Храбрый и правдолюбивый экзекутор Яичница достанет из своего походного чемодана и поставит у рампы макет маленького кораблика с алыми парусами, и гоголевские персонажи, ставшие Ангелами Санкт-Петербурга, наконец, усядутся гурьбой глядеть на этот возвышенный символ всех мечтателей, грезя о своём.

Фотографии - Юлия Кудряшова / пресс-служба театра им.Ленсовета

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика