Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Бог толпы

Сергей Шаргунов,- Сайт писателя Сергея Шаргунова - www.shargunov.com, 2009, 19 июня

«Ревизор» Сергея Федотова в Петербургском театре имени Ленсовета

«Ревизор» Федотова в «Ленсовете» о страхе. Сильнейшем, неуправляемом чувстве, надвигающемся неожиданно и не отпускающем. Страхом охвачены все. Городничий и компания боятся наказания, Хлестаков - разоблачения, дамы - скучной, беспросветной жизни. Страх ведёт их по жизни, заставляет делать глупости, в том числе непоправимые. Руководитель пермского театра «У моста» Сергей Федотов сделал спектакль на стороне - выпустил гоголевского «Ревизора» в Петербурге, на сцене театра имени Ленсовета. Работа удалась. Особенно впечатляюще спектакль смотрится на фоне общей ситуации в данном театре, переживающем не лучшие времена. 
Театр «У моста», созданный Федотовым больше 20 лет назад, - явление уникальное. Здесь собирают серьёзный, классический материал, интерпретируя его на стыке психологической школы и жёсткого внешнего рисунка. Множество подробностей - и особая, завораживающая аура. Абсолютное торжество актёра - и точнейшим образом прочерченные линии режиссуры. 
Едва ли не основное режиссёрское направление Федотова - прочтение мистического, загадочного, многослойного материала, уклон в неземные материи. Именно в этом ключе он ставит Булгакова, Гоголя, Шекспира. 
Инфернальное начало извлекает Федотов и из пьес Мартина Макдонаха - по этому автору он едва ли не главный специалист в России, поставил уже четыре названия. 
Сочетая волнующую тёмную атмосферу и знаковые подробности, Федотов делает Макдонаха сходным с Гоголем: от экспозиции, расстановки сил, горьких, печальных, живущих без душевного света героев до общей картины мира. Непростой. Гнетущей. И завораживающей. 
У спектаклей Федотова абсолютно современное звучание. И - классический антураж. Режиссёр - принципиальный противник нарочитого, внешнего осовременивания. 
Лучшее, по его мнению, прочтение создаётся за счёт углубления в текст, внимательного вчитывания, всматривания в автора. Нынешнее время проступает не через декорацию и костюм, а через образы и поступки героев. Через саму историю. 
Важнейшая из сил 
От «Ревизора» ждалось продолжения любимой мистической темы режиссёра, благо там есть где развернуться (хотя и трактовали уже до этого пьесу как историю об инфернальном Хлестакове, эдаком воплощении зла вселенского). Однако на первый взгляд в спектакле всё традиционно и сдержанно. Он о людях, а не о призраках и субстанциях. 
Меж тем таинственности здесь хватает. Обволакивающий полумрак, тревожная музыка. В уютном интерьере дома Городничего - сплошь тёмные уголки. И двигаются персонажи как-то скованно, будто что-то им мешает. 
И вскоре наконец вырисовывается главный герой придуманной режиссёром истории - страх. «Ревизор» Федотова о страхе. Сильнейшем, неуправляемом чувстве, надвигающемся неожиданно и не отпускающем. 
Страхом охвачены все. Городничий и компания боятся наказания, Хлестаков - разоблачения, дамы - скучной, беспросветной жизни. Страх ведёт их по жизни, заставляет делать глупости, в том числе непоправимые. 
Словно туман, страх заползает во все щели, ледяной рукой сжимает сердца. Он кажется осязаемым - стоит за спиной у каждого, прячется за внезапно открывающейся дверью, заглядывает в окно сквозь трепещущую занавеску. Режиссёр мастерски выстраивает эту гнетущую, сумрачную атмосферу. 
Не отказываясь от юмора, он всё же делает «Ревизора» всерьёз. 
А был ли мальчик? 
Нужную ноту Федотов задаёт с первой же сцены. В полумраке мечутся фигуры чиновников - каждый боится собственной тени. 
У Городничего безумный блеск в глазах и челюсть ходуном ходит. Судьба висит на волоске. Страсть как хочется скорее-скорее разрешить ситуацию. На месте Хлестакова может оказаться кто угодно - Городничий заранее напуган до полусмерти. 
Неспроста он, познакомившись с гостем, сереет лицом и хватается рукой за сердце. Путь Хлестакова предрешён. И он не преминет воспользоваться всем по полной программе. 
Любопытно решён образ Хлестакова (его играет Олег Фёдоров). Нет в нём никакого пугающего демонизма. Наоборот. 
Совсем юный, хрупкий, в шёлковом жилетике. Нижняя губка оттопырена, на голове опереточный кок, голос тоненький. Зато горазд повыпендриваться. Уж охота ему больно принцем побыть. 
Слугой Хлестаков командует манерно, устало - в глубине души побаиваясь этого огромного серьёзного мужика, который бережно кормит его с ложечки и, если что, всегда на его стороне будет. Обаятельная парочка. 
Мечта Хлестакова сбудется: страх компании чиновников вознесёт его на символический трон. Слегка пригнувшись поначалу, юноша будет расходиться всё сильнее. Горделивость из показной станет настоящей. Словно и впрямь уверовал он в собственные слова о величии. Спина его распрямится, будет он порхать, подобно балетному премьеру, очаровывая всех. 
В сцене взяток Хлестаков постукивает по столу, а чиновники пытаются встроиться в ритм. Эффектно повальсировав напоследок с обеими дамами, городничихой и дочкой, он ловко сиганёт в окно, как Подколёсин из «Женитьбы». Подгоняемый всё тем же страхом и успешно оставив последнее слово за собой. 
В спектакле масса качественных актёрских работ. Федотову удалось укротить труппу «Ленсовета», имеющую обыкновение относиться к режиссуре довольно небрежно, а впоследствии подсаживаться на собственные штампы. «Ревизору» повезло. Пока, во всяком случае. 
Городничего играет Сергей Мигицко, Анну Андреевну - Анна Алексахина. Играют неровно. У Мигицко есть сцены великолепные, а есть угнетающие. Особенно к финалу: актёр увлекается и скатывается в отчаянное гримасничанье в ущерб внутренним смещениям его героя. 
Алексахина точно изображает провинциальную неумную дамочку, но уж чересчур усердствует. Пережимает. Напирает на говорок. Заданных черт достаточно, чтобы о персонаже всё было понятно. И перебарщивание - не на пользу. 
Очень хороша компания чиновников. Всем заданы и интересные внешние краски, и внутреннее направление. Земляника (Александр Новиков) - эдакий шарик, воротник поднят выше ушей. Старается быть понезаметнее. 
Хлопов (Алексей Фокин) - совсем юнец, перепуган сильнее всех, и руки дрожат, и голос вибрирует. Парочка Бобчинский (Евгений Филатов) и Добчинский (Пётр Квасов) смотрится колоритно: один строен и кудряв, другой кругл и суетлив, оба благостно улыбаются и жаждут своей доли внимания, не хотят быть в тени. 
Каждый из этого сборища на виду - и при этом воспринимаются они как нечто единое. Общий организм. Это подчёркивается и пластическим решением. 
«Ревизор» получился командной работой. Цельной. Детали так ладно собраны в механизм, что течение спектакля идёт без сучка без задоринки. Можно с уверенностью сказать, как полезен этот опыт для театра имени Ленсовета, где дела в последние сезоны не слишком-то хороши. А режиссёру - в радость общение с одним из любимых авторов. 
Сергей Шаргунов

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика