Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Дон Кихот есть в каждом мужчине»

СВЕТЛАНА РУХЛЯ,- «Новые Известия» 13 Марта 2014 г.

В нынешнем театральном сезоне на сцене Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета появился булгаковский «Дон Кихот», центральную роль в этом спектакле с поразительным попаданием в образ отважного идальго сыграл Сергей МИГИЦКО. В интервью «Новым Известиям» артист рассказал о том, как он играл по 35 спектаклей в месяц, почему Эльдар Рязанов больше десяти дней проводил пробы на роль Андерсена, а также о том, какими своими чертами актер наградил Рыцаря печального образа.

- Сергей Григорьевич, скажите, вам больше по душе режиссеры-диктаторы или те, что дают актеру полную свободу творчества?

- Я работал и с диктаторами, и со «свободолюбами», и мне было одинаково комфортно. Мне по душе режиссеры, которые знают, чего они хотят, и не путаются в своих желаниях. Профессия режиссера - очень сложная, во времена моего студенчества на режиссерский факультет принимали людей, уже где-то поработавших, знающих жизнь и настоящих интеллектуалов. Режиссер всегда должен знать и чувствовать больше артиста. Сейчас таких немного.

- А Эльдар Рязанов, снявший вас в своем фильме о датском сказочнике Андерсене, из каких?

- Рязанов хотел, чтобы артист приходил подготовленным к роли, со своими предложениями. Ему нравится, когда артист не только смотрит режиссеру в рот и ждет указаний, но готов предложить что-то от себя. Рязанов готовился к своему «Андерсену» десятилетия, и мы с партнерами уже на пробах сыграли практически весь фильм, например, я пробовался 11(!) дней.

- Рязанов не сразу увидел в вас своего Андерсена?

- Поначалу, как я понимаю, его смущала моя кажущаяся безмятежность, и однажды он серьезно спросил меня: «Ты всегда такой?» Я ответил, что все, что он видит, - это суперзанавес, за ним же у меня много проблем, а с Андерсеном у меня очень много точек соприкосновения. У меня так же, как и у него, было и остается немало комплексов... И несмотря на то, что во время съемок я прочитал гору литературы, в том числе интереснейшие труды датских литературоведов, досконально изучивших жизнь и творчество Андерсена, в фильме превалирует моя собственная трактовка... Андерсен напоминал большого ребенка, и как ребенок бывал капризен, неуправляем, взбалмошен, как ребенок впадал в истерию, из которой его сложно было выдернуть. Я старался сыграть человека со своей болью, со своей слабостью, с тяжелейшим, на мой взгляд, характером. Это, к слову, счастье сыграть сложный характер. Я вообще не люблю простоты... Игорь Петрович Владимиров этому учил и очень ценил, когда играешь судьбу и когда даже в небольшом эпизоде выходит человек с большой историей, незримо присутствующей где-то «за кадром».

- Вы много играли в эпизодах?

- Я никогда не отказывался ни от каких ролей, а свою первую главную роль сыграл на пятнадцатом году работы в театре. И случилось это, когда единственный раз в жизни, не увидев себя в «листе распределения», пошел к завлиту и предложил свою кандидатуру, так как чувствовал - эта роль моя. Это был Шариков в «Собачьем сердце». До этого же момента я играл только роли второго плана, но играл их с огромной радостью и с удовольствием.

- Можно ли раскрыться в подобных ролях и обратить на себя внимание?

- Без сомнения, не зря ведь во всем мире существуют премии за создание подобного рода образов. Но я считаю, что артисту всегда нужно давать шанс проявить себя в разных по объему ролях, а театр и главный режиссер, принимая актера на работу, должны нести за него ответственность, а не выступать в качестве «собаки на сене». Главреж должен быть не только постановщиком, но и педагогом, наблюдающим за развитием актера, умеющим оценить его скрытый потенциал. Актерский труд перекликается в этом с футболом. Вот человек сидит на скамейке запасных, а когда ему дается шанс, он «вылетает» на поле, и все видят, что его место здесь, а не там.

- Можно так всю жизнь просидеть...

- И это очень печально. Артист должен работать, молодой артист должен играть по 20 спектаклей в месяц, чтобы быть в тонусе, чтобы чувствовать зал. Я играл иногда по 35 спектаклей в месяц - это был мой рабочий ритм. Это были и детские спектакли, и массовка, но это был подарок судьбы. Именно в таком случае человек начинает со сценой дружить, не трясется, не боится, а влюбляется в это пространство полностью и навсегда.

- Сергей Григорьевич, давайте поговорим о премьере этого сезона - о вашей работе над ролью Дон Кихота. Образ получился такой пронзительный, непривычный... Вы, вероятно, привнесли в него что-то очень личное...

- Привнес, конечно, но что, наверное, и не сформулирую, поэтому лучше расскажу, куда мы хотели «завернуть». Мы с режиссером-постановщиком «Дон Кихота» Александром Баргманом близко познакомились месяца за три до начала репетиций, и в процессе общения как-то сразу стало понятно, что разговор со сцены мы хотим вести об одном и том же. У нас не было «идеологического» расхождения, как бывает, когда режиссер тащит в одну сторону, а артист упорно сопротивляется, мы изначально собирались «стрелять» в одну и ту же мишень. Мне вот кажется, что Дон Кихот есть в каждом мужчине. И я бы даже сказал, что и в каждой женщине (смеется). Но у женщин есть для этого свои «имена»...

- Каких героинь вы имеете в виду?

- И Кармен, и Анну Каренину, и Жанну дАрк... Но вернусь к Дон Кихоту. Порою он бывает спрятан в мужчине очень глубоко, а иногда лежит на поверхности. И хотелось сыграть спектакль о том, что любой мужчина, каким бы мужественным он ни был, какая бы харизма ни бежала впереди него и ни кричала «внимание, идет мужчина с харизмой», имеет свое представление о женщине, о роли женщины в жизни мужчины, о любви, без которой никакое, даже самое храброе сердце не может существовать, и о поэзии этой любви. Я хорошо помню мужчин, окружавших меня в период моего детства. Это были мамины и папины друзья, наши родственники, они только что отвоевали, кто-то был ранен, кто-то контужен, и все они в той или иной мере были Дон Кихотами. Не зря в квартире нашего Дон Кихота среди висящих на стене фотографий есть фотография моего дяди Коли, держащего меня маленького на руках, ведь и он был одним из представителей Рыцаря печального образа в СССР... А еще, так как пьеса написана Михаилом Афанасьевичем Булгаковым - одним из самых моих любимых авторов, то хотелось посмотреть на эту историю глазами Булгакова, человека, в мозгу которого рождались гениальные мысли и совершенно по-особенному чувствовавшего женскую природу. Хотели мы «попасть» и в интеллигенцию, показать конфликт интеллигентности и, как бы это помягче выразиться, не интеллигентности. Одним словом, пошли заведомо непростым путем, но, судя по всему, не прогадали.

- А в жизни вы донкихотствуете?

- Регулярно (смеется). Дон Кихот боготворил женщину, и я не могу женщину оскорбить, обидеть. И вообще, когда я вижу какую-то женщину, вижу, скорее, ее идеал. То, какой она могла бы быть при определенном стечении обстоятельств.

- То есть из Альдонс создаете Дульсиней?

- Можно и так сказать... Мне это присуще... Я учился в очень хорошей школе... В школьном театре там шли спектакли про любовь, и отношения между мужчиной и женщиной воспринимались мною уже в подростковые годы как особый знак... В театральном институте эту «эстафету» любви подхватил мой мастер - Игорь Петрович Владимиров. Настоящий мужчина, человек, умевший ярко и мощно любить, привносивший эту мощь в свои спектакли и очень остро чувствующий женскую судьбу. Любая актриса, работавшая с ним, подтвердит, что лучше, чем Владимиров, спектакли о женщинах не ставил никто...

- Наблюдательность - одна из характерных особенностей вашей актерской сущности. Другой я бы назвала умение переиначить известный образ, показать «человеческое» лицо отрицательного персонажа. Именно так было с вашим Городничим.

- Много лет назад я, молодой неопытный актер, случайно оказался в роли Хлестакова (фильм «Инкогнито из Петербурга». - «НИ»), и, как мне кажется, ровно настолько же случайно я оказался годы спустя в роли Городничего. Это можно назвать предлагаемыми обстоятельствами... Я очень люблю Гоголя, но тогда, в молодости, учитывая скрупулезность Леонида Гайдая к подбору актеров и большое количество соискателей, был абсолютно уверен, что никаких шансов оказаться в роли Хлестакова у меня нет. Ну а годы спустя, когда в театре приступили к постановке «Ревизора», не только не думал о роли Городничего, но считал тему «Ревизора» для себя попросту закрытой.

- Предложение постановщика Сергея Федотова вас ошарашило?

- И ошарашило, и огорошило, и восхитило, и возмутило (смеется)... Потому что я об этом совершенно не думал. Первым делом я раскрыл всем известную пьесу и стал читать, чтобы понять, что же можно в этой роли сыграть еще несыгранного. Федотов давал полную свободу, я же, перечитывая Гоголя, вдруг увидел колоссальную трагедию Городничего. В результате сцена разоблачения получилась, как личная драма, и зрители после окончания спектакля говорили: «Бедный Городничий». Это была награда! Это как в «Драконе» в трактовке Андрея Корионова, где я сыграл заглавную роль, получилась на выходе трагедия неплохого, в принципе, человека... Я такие перевороты очень люблю, тем более что в жизни они есть на каждом шагу.

СВЕТЛАНА РУХЛЯ 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика