Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Игроки

Ася Левина,- «Театральный Петербург», 2009, № 9 - 10, 1 - 31 мая

«Ревизор» в Театре имени Ленсовета. В спектакле известного пермского режиссера Сергея Федотова главным героем гоголевской пьесы оказался Городничий, роль сыграл Сергей Мигицко

 


В доме городничего - полосатые обои, картины, столики, диванчики, пианино. Обитатели гостиной - чуть шаржированные уездные дамы, Анна Андреевна и Марья Антоновна, их играют Анна Алексахина и Анастасия Самарская. Обе в папильотках и панталончиках, и обе страсть как мечтают познакомиться со «столичной штучкой». Отец семейства, он же голова города, в исполнении Сергея Мигицко - человек довольно тревожный, узнав о ревизоре, и вовсе приходит в состояние повышенной нервозности. Чиновники карикатурны. Земляника Александра Новикова, c накладными боками, неправдоподобно толст. Широкоплечий судья (Олег Андреев), ходит и говорит как медведь. А Бобчинский и Добчинский (Евгений Филатов и Петр Квасов), улыбчивые, кругленькие и прилизанные, катаются по сцене как два колобочка.
Постановщик спектакля Сергей Федотов сам о себе давно уже высказывается в том смысле, что он режиссер психологического театра с «элементами мистического реализма». Гоголь, конечно, дает простор режиссерам по части сочинения инфернальных образов и аллюзий, постмодернистских ребусов - всего, на что хватает фантазии. Вот и Сергей Федотов не упустил случая послать «привет» знаменитому спектаклю Мейерхольда с Эрастом Гариным, игравшим Хлестакова своеобразной квинтэссенцией страшной пустоты: есть в спектакле и пугающий скрип невидимых дверей; и «чиновничья сороконожка», виляющая хвостом за пьяным Хлестаковым в сцене распития «толстобрюшки»; и сам столичный враль, порхающий по столам и стульям гостиной, а потом вдруг отрывающийся от пола и шагающий по рукам угодливых чинуш. 
Но эти цитаты как-то необязательны. Интеллектуальному мистицизму на Владимирском разыграться не дают. «Ревизор» здесь оказывается шкатулочкой без секрета, зато очень смешным и живым спектаклем. Смеяться над гоголевским «Ревизором» сейчас вроде не принято. А вот Федотов взял и поставил комедию. Почти водевиль. И в премьеры взял первостатейных комиков, играющих слаженно и в унисон, как оркестр. 
Наследники театра Игоря Владимирова и в новом «Ревизоре» поют и пританцовывают, «идут вприсядку» и устраивают домашний концерт, в котором обе названные дамы дурными голосами поют оперные арии и упражняются в балетных па. Несчастные чиновники тянут песню про двенадцать разбойников, много богатства награбивших. Милейший Земляника запоет вдруг текст Гоголя в сцене взяток, вынет из-за пазухи деревянные ложки и пойдет стучать-выстукивать: вот, мол, смотритель здешнего училища хуже, чем якобинец. Да и сам Городничий, утомившись беготней и нервным напряжением, выдохнет: «Черный ворон, я не твой!». 
Ведущая партия в этом «Ревизоре» целиком и полностью принадлежит Сергею Мигицко. Актер пускает в ход фейерверк едва ли не всех сценических штампов, приклеившихся к роли Городничего за время ее существования, но достигает к финалу высот истинно драматических. Весь спектакль он дрожит от страха, угодничает, буквально «жужжит шмелем» (так он изображает толпящихся в приемной петербургского дома Хлестакова просителей), бегает, улаживает, уговаривает, стращает... наконец, кажется, вот-вот уже близко спасение - как все кончается для него крахом. 
Страх и ужас на всю веселую компанию чиновников наводит не какой-нибудь там «грядущий хам» или «черт без маски», а самый что ни наесть пустейший вертопрах с завитым чубом, у которого из мыслей в голове всего одна: как бы пообедать? И то в самом начале спектакля. По ходу действия «легкость в мыслях» Хлестакова (эту роль в очередь играют Роман Кочержевский, Виталий Куликов и Олег Федоров) истончается до полного их уничтожения. Как и завещал Гоголь, Хлестаков здесь - глупейшее создание, фитюлька и фат. В финале спектакля Сергея Федотова он просто уплывает в окно как мираж. C одной стороны, актерам на эту роль не позавидуешь: в такой трактовке им только и остается следовать водевильной схеме, очерченной режиссером. С другой - это прекрасная возможность подурачиться на сцене и «поиграть» в такого легкомысленного и виртуозного героя. 
Что до самого режиссера, то, жонглируя пьесой, он оставил за собой право сочинить собственный финал. С той же легкостью, с какой он запустил Хлестакова в окно, он придумал «немую сцену», и на этот раз совсем не по завещанию автора. Застывшие на сцене фигуры похожи не на охваченных ужасом людей (настоящий ревизор приехал и требует к себе!), а на галерею восковых фигур - вечных героев вечного гоголевского анекдота. Вот впорхнет вертлявый Хлестаков, и все начнется сначала. 
Ася Левина

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика