Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Испанская баллада»

Вера Николаева, -«Театральный Петербург», 2008, № 1-2, 1 - 31 января.

Первой премьерой нового года в Театре имени Ленсовета станет постановка по роману немецкого классика Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада». Накануне февральской премьеры мы беседуем с одним из ярких учеников Петра Фоменко - режиссёром Гарольдом Стрелковым. Петербургские зрители знают его по спектаклю «Сбитый дождём» в театре «Приют комедианта» и гастролям московского коллектива «СтрелковТеатр».

- Фейхтвангер - довольно неожиданный автор для репертуарной афиши Театра имени Ленсовета. Правда, тридцать лет назад кульминационная сцена из его пьесы «Вдова Капет», где Алиса Фрейндлих гениально исполняла роль королевы Марии-Антуанетты, прозвучала со сцены в знаменитом спектакле Игоря Владимирова «Люди и страсти». Теперь - роман «Испанская баллада». Какими судьбами?
- Не думаю, что это уж совсем «не ленсоветовский» материал. До того, как сделать это репертуарное предложение, я посмотрел много спектаклей нынешней афиши. И направление этой труппы мне стало очевидно - ещё с «золотых» времён Владимирова, а потом при Владиславе Пази, театр развивался в игровом ключе, надбытовом, музыкальном. Не в смысле - петь-танцевать, хотя и это труппа умеет делать прекрасно, а в смысле лёгкости, кантиленности построения сценического действия. Театр имени Ленсовета имеет своё лицо в городе, это очевидно. И мне захотелось предложить материал, который тоже попал бы в этот угол преломления. К тому же, для меня обязательно, чтобы тема произведения в настоящий момент дёргала меня за нервы. «Испанская баллада» отвечает всем этим требованиям. 
- Что нам сегодня история религиозных распрей Испании 13 века?
- В Испании эту историю рассказывают, как легенду. Жанр - «баллада» - заложен уже в названии. Страстная любовь короля Кастилии Альфонсо и юной еврейки Ракель перевернула ход исторических событий, Испания выпала из общей агонии, войны, связанных с Третьим крестовым походом. На целых семь лет - огромный срок по тем жгучим временам - в стране воцарился мир. Фейхтвангер в романе утвердил мысль, что любовь - это промысел Божий, любовь нисходит на человека помимо его воли, абсолютно и неизбежно перестраивая контекст жизни.
- И разрушая её порой.
- Да, конечно. Такая любовь даётся человеку, чтобы что-то изменилось, чтобы человек куда-то шагнул. Стране нужен был мир. И когда Альфонсо поперёк любви, вопреки любви всё-таки пошёл воевать, Испания, как христианское государство, была уничтожена мусульманами на долгие века, просто стёрта с лица Европы. Это всё - исторические факты, просто у Фейхтвангера они поданы с художественным преломлением. 
- По-моему, герой романа - король Альфонсо - просто не смог по-человечески соответствовать этой навалившейся на него великой любви. У Фейхтвангера практически во всех его знаменитых романах есть эта тема - и в «Гойе», и в «Иудейской войне», и в «Еврее Зюссе». 
- Да, человек очень часто не может справиться с мощью чувства, ниспосланного на него Богом. Как говорится, сосуд не соответствует вброшенному в него содержанию. Но рядом с королём его возлюбленная Ракель вполне соответствует большому чувству, ибо для неё только оно имеет смысл, только оно - жизнь. Это чувство - из её снов, она была изначально, с рождения готова к такой любви, пусть и поперёк всех норм обыденной морали. Ведь их связь - грех! Альфонсо - женатый человек, в романе есть ещё и драма яркой женщины - королевы Леонор. Вся государственная машина была на её стороне, - паника! что Альфонсо творит! «Подставляет» всю налаженную систему «сдержек и противовесов», как мы бы сейчас выразились. 
- Не будет ли спектакль слишком перегружен историко-религиозно-политическим контекстом?
- Надеюсь, что - нет. Для нас главным является жанр - баллада о любви, чувствах, о страсти. Баллада - это преувеличение, сказка, метафора. Альфонсо под влиянием любви даже становится художником, начинает писать картины, то есть видит мир иначе. 
- То есть фактура спектакля будет «шекспировской» - в какие исторические времена решали свои проблемы Гамлет и Король Лир, кто же нынче разберёт. Не это важно. 
- Да, на первом плане у нас в спектакле будет, как точно сказал Сергей Мигицко, «столкновение сердец». Я бы добавил - и умов. Ум сталкивается с собственным сердцем. Альфонсо жесточайшим образом поплатился за то, что пошёл поперёк своего сердца. И расплата была страшной - гибель любимой, сына, разорение страны. 
- Интересно, а у исторического короля Альфонсо как сложилась жизнь?
- Он пришёл в себя, военных подвигов не совершил, стал реформатором, восстановил отношения с женой. Но остался средним человеком. Мне кажется, если бы он пошёл за любовью, не предал её, то стал бы великим историческим деятелем. Судьба предлагала ему кардинальные перемены, революционные можно сказать, но - не смог решиться. Надломился. И проиграл. 
- Насколько я знаю, в спектакле будут заняты не только артисты театра?
- Да, жанр баллады потребовал включения в структуру действия профессиональных исполнителей фламенко. Причём они - не просто фон музыкально-танцевальный, а настоящие действующие лица, вплетённые в сюжет, взаимодействующие с героями. Это будут композитор-гитарист Иван Антонов, певица Виктория Рябинина и танцоры. Ведь фламенко - прежде всего пение под гитару, а не только танец, как у нас сложилось об этом уникальном искусстве представление. Так что восемь профессионалов своего дела будут создавать на сцене балладную фактуру вместе с великолепными артистами театра.
- Давайте этих артистов назовём.
- Главный «треугольник»: король - Семён Стругачёв, королева - Елена Комиссаренко, Ракель - Лаура Лаури. А также Сергей Мигицко, Александр Новиков, Сергей Кушаков, Лариса Леонова, Сергей Кудрявцев, Александр Солоненко, Ирина Балай и другие. 
Беседу вела Вера Николаева

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика