Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юрий Бутусов

Эльмира Сегизбаева,- MASKBOOK, 2014

«Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета; «Добрый человек из Сезуана», Театр им. А.С. Пушкина

 

КОНКУРС РЕЖИССЕР
 
В этом году на «Золотую маску» номинированы сразу два ваших спектакля. Если бы Вы оказались на месте жюри, какому бы из них отдали предпочтение?

К счастью, я на своем месте. Что касается спектаклей - я рад, что у Александры Урсуляк и Лауры Пицхелаури многое получилось. На мой взгляд, у них прекрасные работы. Я очень рад за артистов, за театры. Но уделять этому слишком много внимания не нужно -мешает работе.

Актер - равноправный участник или подчиненный?

Думаю, однозначного ответа нет. Конечно, актер соавтор, но в то же время он подчиненный, и выигрывает тот, кто это понимает.

Какими качествами должен обладать актер, чтобы Вам было комфортно с ним работать?

Он должен быть способным к импровизации, должен быть открыт для нового опыта. Должен идти за режиссером. И быть умным. Я имею в виду умное сердце.

Какие изменения произошли со спектаклями с момента премьеры?

Бывают периоды, когда они болеют. Моя задача - их лечить. Нужно следить за ритмом спектакля. Пока спектакли молоды, они работают исправно. Хотя, конечно, рано или поздно все умирает. Спектакль жив до тех пор, пока свеж замысел, который в него заложен. Многое зависит от частоты, с которой спектакль играется. Думаю, критический срок - семь лет. К этому моменту многое успевает измениться: восприятие, зритель, актер. Все это приводит к старению. И у актеров, и у зрителей меняется чувство правды. Простой пример: спектакли, вышедшие двадцать лет назад, сейчас практически невозможно смотреть.

Вы упомянули ритм. Не секрет, что особое место в Ваших спектаклях занимает музыка. Некоторые режиссеры видят картинками, а Вы - ритмом? Как взаимодействуют музыка и слово?

Они неразрывно связаны. Я отношусь к спектаклю как к музыкальной конструкции. Под музыкой я понимаю не звук динамиков, а действие целиком, взаимосвязь всех компонентов. Слово - тоже музыкальная структура. Для меня здесь еще кроется много неизведанного, огромное поле для работы. Искать принцип взаимоотношения ритма, музыки и слова можно бесконечно. Ритм является основой жизни спектакля.

Иногда кажется, что каждый Ваш следующий спектакль - продолжение одной глобальной идеи. В чем она заключается?

Художник, сколько бы картин он не нарисовал, продолжает писать одно полотно. Конечно, есть мысли, которые у меня переходят из спектакля в спектакль: тема двойственности человеческой природы, ее противоречивости, тема отношений между мужчиной и женщиной...

Бывает ли, что Вы уличаете себя в штампе? Боитесь ли вы самоповторов?

Есть какие-то краски, которым я чаще отдаю предпочтение. Но у каждого цвета столько оттенков... Кому-то это может показаться штампом, а кому-то - иным взглядом на вопрос, который уже когда-то поднимался. Иногда приходится от чего-то отказываться, если понимаешь, что идешь по дороге, по которой уже ходил. В таких случаях нужно заставить себя открыть новую дверь. То, что выглядит живым сегодня, завтра может оказаться мертвым. Один из моих учителей говорил: «Если понимаешь, что нефть кончилась, надо бурить в другом месте». Нефть рано или поздно кончается.

Вы любите работать с драматургией Шекспира, Чехова. А хотелось когда-нибудь поставить прозу?

С прозой очень хорошо умеет работать Сергей Женовач. У меня он вызывает зависть, в хорошем смысле слова. Я бы хотел у него этому научиться. Проза предлагает большой запас свободы для режиссера. Тут есть простор для сочинительства.

Расскажите о Ваших последних театральных впечатлениях.

Сейчас мне, к сожалению, редко удается выбираться на чужие спектакли. Последние впечатления у меня связаны с Берлином, со спектаклями Михаэля Тальхаймера, Франка Касторфа, Томаса Остермайера.

Меня восхищает серьезное отношение немцев к театру. Испытываешь удивление и потрясение от того, как они смотрят, слушают, реагируют. Какие у них прекрасные лица, когда они смотрят на сцену! У нас эта культура во многом разрушена. Погоня за развлечением привела к тому, что театр стал работать на зрителя, и тем самым добровольно сдаваться ему в подчинение. Мне это не кажется правильным.

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика