Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Кто виновен в смерти коммивояжера?

Вера Николаева, -«Фонтанка.ру» 3 марта 2012

В Театре имени Ленсовета 3 и 4 марта - премьера спектакля по одной из лучших пьес XX века: «Смерть коммивояжера» выдающийся американский драматург Артур Миллер написал в 1948 году, о крушении послевоенного варианта американской мечты: "Зарабатывай как можно больше и добивайся успеха". Постановщик спектакля, молодой артист и режиссер Александринского театра Олег Ерёмин, дебютирующий на петербургской большой сцене, объяснил «Фонтанке», почему самоубийство - это сила и почему он выбрал на главную роль артиста Артура Ваху, которому мало подходит роль неудачника и который значительно моложе героя Миллера.

- Разбираешься ли ты с американской мечтой?

- Во всех разборах этой пьесы умными людьми жанр определяется как «бытовая трагедия». Миллер считается драматургом, который возродил жанр трагедии в XX веке. Вот что мне важно.

- А проблема отцов и детей тебя в данном случае интересует?

- Да. Основной конфликт сюжета идет между отцом и сыном. Во многом эта тема для меня первостепенна в силу моего личного биологического возраста. Я невольно в сценах, где присутствует Биф, сын, делаю акцент на нем. К тому же фабула пьесы - зеркало моих взаимоотношений с отцом. Когда-то в юности, в момент дефолта 1998 года, когда я учился в Риге на экономиста и параллельно занимался театром, родители поставили меня перед фактом необходимости выживать финансово самому. То есть - подключиться к семейному бизнесу, который был именно такой, как в пьесе Миллера. Я год проработал торговым агентом. Театральная романтика была отложена в сторону. Через год у меня поехала крыша, я просто начал умирать. В конце концов, доучившись, я положил отцу на стол диплом экономиста, а сверху уже лежали билеты в Санкт-Петербург, я уехал поступать в Театральную академию.

- Бифа заставляли жить по лекалу отца?

- Он старался выполнять то, что требует отец. Чтобы папу не разочаровать. Потом включился бунт: он начал разрушать всё, действовать вопреки. Хотел папа видеть меня счастливчиком - я стану неудачником. Хотел видеть капитаном футбольной сборной - стану ворюгой-клептоманом. Мы присутствуем при трех фазах взросления мужчины. 17 лет - он застаёт отца с любовницей в отеле, когда прибегает к нему за помощью в сложнейшей жизненной ситуации. Вторая - ему 32 года, он у разбитого корыта, но еще теплится надежда на лучшее. И последняя фаза - он понимает, что его жизнь выброшена на помойку.

- Сам Ломен-старший, по-твоему, виноват в чем-то?

- Конечно. И к финалу пьесы он понимает, что загубил сыну жизнь. То есть, не дал ему прожить свою жизнь.

- А вина Вилли Ломена перед самим собой существует? Кто виноват, что он выкинут на обочину в конце жизни?

- Он требовал от сына того, чего требовал от себя всю жизнь. Упора на внешнее обаяние, внешнее благополучие, чтобы все показывали пальцем и говорили: «Ломен - успешный человек». Он создаёт свою семью, свой дом - грандиозно, по-мужски. Он запрещает жене работать - только он будет обеспечивать дом. Но Миллер гениально строит пьесу: сюжет идёт с временными перебивками, с уходами героев в прошлое. И мы видим, как Вилли одной рукой строит дом, семью, а другой - разрушает. Выгоняет сына из дома, изменяет жене с какой-то случайной девицей... Когда-то он положил романтическую мечту на жертвенник семейный - ради детей, ради жены не метнувшись со старшим братом на поиски приключений. Поэтому он подсознательно начинает своей семье мстить, - за то, что семья его не отпустила.

- То есть он сам себя приземлил, а изнутри мужское эго бунтует?

- Трагедия Вилли - в том, что он так до конца пьесы и не понимает, не хочет понять, что он - обыкновенный человек. Как все. Средний из средних. Он всю жизнь живет с верой, что завтра он проснётся, а за спиной у него крылья, и он, как Икар, полетит к солнцу, и весь мир будет у его ног. Вот Чарли, сосед героя, всё про себя, про свои возможности, понимает. Он адекватен сам себе, и поэтому его благополучие непоколебимо. А Вилли не признаётся себе, что, кроме разъездного агента маленькой фирмы по продаже чулок, он никем не будет. С другой стороны, и жене, и Чарли, и детям он и был всю жизнь интересен вот этим своим ожиданием чуда, взглядом вверх, на звёзды, а не под ноги. И как только он опускает голову, он умирает. Никаких обвинений в его адрес у меня нет. Он обыкновенный. Простой человек. И - не неудачник. Просто - не выдающийся человек. Таких миллионы.

- Его самоубийство - это главный настоящий поступок в жизни, или это - признание поражения, слабость?

- Причины, которые приводят героя к этому решению, меняются на протяжении спектакля трижды. Сначала он хочет уйти из жизни от безысходности, от этих мыслей, от невыносимого эмоционального фона, - тут окончательное решение еще не принято, поступок еще не созрел. И это состояние я трактую как слабость. Далее происходит череда событий - увольнение с работы, осознание тупика в конфликте с сыном, - и тут решение об уходе из жизни превращается в неизбежность, в единственный выход. У него рождается идея: уйти так, чтобы это можно было трактовать как несчастный случай, и тогда сын получит страховку в 20 тысяч долларов, сможет начать новую жизнь. А в финале отец узнаёт, что Биф его любит и любил всю жизнь, то есть - он получает от сына прощение, отпущение грехов, и приходит внутренняя сила для окончательного решения. Героя здесь уже ничто не держит, он уходит прощённым. Так что в финале, я думаю, это - поступок, который созревает, рождается в течение всего спектакля.

- Назначение на роль Вилли Ломена Артура Вахи, артиста еще далеко не шестидесятилетнего, как родилось?

- Когда я прочитал пьесу, я понял, что её можно ставить только на Ваху. Ваха и стал концепцией.

Вера Николаева

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика