Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Н.В.Гоголь «РЕВИЗОР»

Ирина ЖУКОВА,- «Зрительный ряд», 2009, № 9, 16 - 31 мая

Сколько раз со сцены и с экрана произносились слова: «Я должен сообщить вам пренеприятное известие...»! И сколько раз все это заканчивалось неминуемым: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь...». Тысячи раз и на разных языках. И зачем, спрашивается, при таких «исходных» браться за «Ревизора»? Станут критикующие вынимать из сундуков театральной истории «яркие примеры» и тыкать ими в лицо, приговаривая «не то у тебя, братец, не то» Или посмотрят свысока и заявят - «несовременно». Вертись, режиссер, епе можешь. Многие хитрые постановщики придумали открывать пьесу не ключом, который еще найти надо, а отмычкой (порой - и ломом). Хоп - и в дамках! Валят в кучу «времена и нравы» и легко становятся модными. Таков уже привычный расклад. 
А тут в Театре имени Ленсовета в канун гоголевского юбилея случилось непривычное, можно даже сказать - престранное событие. Режиссер из Перми Сергей Федотов поставил «Ревизора» в классических декорациях. А герои (трудно в это поверить, но факт) - не в телогрейках, пиджаках и скафандрах, а в классических костюмах 19 века. И это престранное обстоятельство многих, похоже, поставило в тупик. Я бы даже сказала - обидело иных критикующих. Дескать, чего это вы нам тут простенькое, примитивненькое показываете. Пьеску мы и сами прочесть можем, у нас и книжка есть.
Согласна, книжки есть, и читать умеют. Но ПРОЧЕСТЬ не просто. Уж больно зачитанное все, НЕ ЖИВОЕ. А, как известно, самое трудное в постановке классических произведений - прочесть как в первый раз. С определенной детской наивностью, с чувством первооткрывателя. А потом передать это ощущение зрителям. Чтобы и они - открыли.
Мне думается, что Сергей Федотов с этой задачей справился, хотя и не без потерь. Потому что «свои» актеры (из пермского театра «У Моста»), привыкшие понимать тебя с полуслова, - это не то же самое, что «чужие», пусть и талантливые. Труппа ленсоветовская прекрасна, но и сложна: многих артистов «исторически» тянет «поддать жару». Актеры за долгие годы службы набирают множество штампов, к тому же особая сложность в том, что эти штампы чаще всего любимы зрителями. И задача режиссера - все эти «ракушки» отскрести. Процесс болезненный и не всегда выполнимый. Однако в постановке «Ревизора» он заметен. И удивляет, как критикующие спектакль одним греческим хором поют в своих рецензиях: «актеры - молодцы, а режиссер Федотов тут ни при чем». 
И уж совсем странно выглядит записанный некоторыми критиками в постановщики спектакля хореограф Сергей Грицай. Участники процесса работают на спектакль, который придумывает вместе с ними режиссер. Режиссер - гвоздь, который отвечает за всю конструкцию. В спектакле «Ревизор» интересная, подробно разработанная пластика, точно и тонко связанная и с музыкальной партитурой, и с текстом. Такой - до жеста, до поворота головы - выверенный рисунок как раз и свойственен режиссеру Федотову в его спектаклях. Поэтому ему и понадобился сильный хореограф и режиссёр по пластике в лице Грицая. И актеры «держат» этот рисунок, что случается нынче в театре не часто, потому как режиссеры далеко не всегда к нему стремятся. «Ревизор» - пример простроенного, сочинённого спектакля.
Мы говорили с Сергеем Федотовым еще до премьеры. Вот что он рассказывал: «Гоголь для меня полон мистики. И Хлестаков - образ демонический. Фигляр и пустышка, который в силу обстоятельств «подставляется» дьявольским силам, и они раздувают его до размера громадного фантома. А все верят в его реальность. Да и он сам абсолютно верит во все свои фантазии и радуется жизни, как ребенок. Он черт, который никому зла не хочет, но через него темное пробирается на свет и закручивает свою историю. Мне кажется, в исполнителе роли Городничего, замечательном артисте Сергее Мигицко, есть трагическое нутро, пока не раскрытое. А ошибка Городничего - трагическая. Всесильная власть оказывается слабой перед человеком «без царя в голове». Сила сталкивается с «пустышкой», и, обманываясь, проигрывает. Великая энергия заблуждения! Будем стараться раскрутить наш спектакль, как энергический поток. Очень важно, что бы актеры максимально «открыли заслонку». Тогда энергия закипит, будет живое дыхание - и всё получится». 
Понятно, что задуманное не всегда есть исполненное. Но, посмотрев спектакль дважды с разными составами, смею утверждать: режиссер максимально приблизился к тому, что задумал.
Открытием лично для меня стал Виталий Куликов в роли Хлестакова, сумевший не только полно использовать свои данные, но и ярко выявить рисунок: от беспомощного грустного Пьеро до дикого фюрера, властвующего над толпой. Но самая важная удача спектакля в «петельках-крючочках»: все очень точно завязывается одно с другим, актеры «цепляют» и продвигают сюжет, раскручивая энергию, которая передается в зрительный зал. Городничий тоже знает толк в энергиях. Не зря тянут вместе (по-моему, на шесть голосов!) песню про разбойников уездные чиновники. Они - дружный хор. Городничий блюдет, чтоб ни один не сбился и не высунулся. Он чует, что вместе они - сила, и жёстко приучил подведомственную стаю «держать строй». 
А как придуман «классический треугольник» маменька-дочка-Хлестаков! Это уже даже не треугольник, потому что Городничий, как дирижер процесса, встревает, как может. А для Хлестакова обе дамы прекрасны во всех отношениях. Ему не надо ничего выбирать - он просто принимает все, что дают. Как принимает пустая комната любое наполнение. И так пустота становится силой. Анна Алексахина в роли маменьки точно и с юмором являет нам адскую страсть провинциалки, мечтающей «впрыгнуть» в столицу. А дочка необычна и хороша у обеих исполнительниц. Хотя Маргарита Иванова, на мой взгляд, точнее, чем Анастасия Самарская. 
Сергей Перегудов в роли смотрителя училищ Хлопова даёт острую и «вкусную» характерность труса-интеллигента, артист не побоялся оторвать себя от привычного и двинулся в неизведанное. И выиграл! Больше, чем, скажем, Сергей Мигицко, который интересен, но пока привычен (груз крупных серьёзных ролей никуда не деть). Впрочем, хочется хвалить не каждого по отдельности, а всех вместе. Спектакль этот - не отдельные яркие цветочки на клумбе, а хорошо скомпонованный БУКЕТ. И я, как зритель, чувствую - меня не хотели надуть, выдав голого короля за нарядного, меня пригласили в созданный мир и порадовали подлинными чувствами и неординарными мыслями. 
Ирина ЖУКОВА

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика