Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

На Владимирский возвращаются люди и страсти

Елена Алексеева ,- «Деловой Петербург», 2002, 27 декабря

Если вы любите театр, то интересует вас и его изнанка: каковы артисты в обыденной жизни, кто кого подсиживает, кто против кого интригует, какими путями добивается ролей... Не говоря уж о сакраментальном: кто с кем спит. Тот, кто не любит театр, окунается в мир кулис ещё более охотно. В представлении обывателей богема - это прибежище всех возможных пороков. Там свобода нравов, беспечность. Театр отвечает обывателю той же монетой. Смотрит на людей из публики свысока. И всё же друг без друга они не могут.
На афише своего нового спектакля "Фредерик, или Бульвар преступлений" режиссер Владислав Пази мог бы смело написать: "Театру Ленсовета посвящается". Он поставил спектакль о любви к театру, взяв за основу историю из жизни любимца парижских бульваров Фредерика Леметра. Но на сцене явственно присутствуют тени артистов, царивших здесь, в доме на Владимирском проспекте, каких-нибудь 20 лет назад.
Пази недаром называет себя традиционалистом. Даже по стилю "Фредерик" перекликается с былыми хитами здешнего репертуара - спектаклями "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Трехгрошовая опера". Что подчеркнуто участием в премьере корифеев труппы - Михаила Девяткина, Дмитрия Баркова, Анатолия Семенова.
Пьеса, которую для театра перевела Ирина Мягкова, написана Эриком-Эммануэлем Шмиттом совсем недавно, 4 года назад состоялась ее парижская премьера, в которой главную роль играл Жан-Поль Бельмондо.
Фоли-Ленсовет-Драматик
Спектакль начинается задолго до третьего звонка. В бульвар превращено фойе театра. Там можно получить все тридцать три удовольствия: послушать уличных музыкантов, поглазеть, как извивается в танце цыганка, посидеть на скамейке, как две капли воды похожей на парижскую. Гадалки и фокусники, уличные девицы и полицейские - кого только не встретишь тут. Снуют в толпе разносчики мороженого и карманники. Программки продает девушка-каучук. Бульвар усыпан осенними листьями и листовками антиправительственного содержания ("Долой диктатуру Луи Филиппа!").
Зрители охотно общаются с обитателями бульвара Тампль, тем более что на этих ролях в театре самая молодая часть труппы, перед обаянием которой трудно устоять. Спустя несколько минут мы увидим всех этих персонажей на сцене, и уже трудно будет разобраться: кто тут цветочница с бульвара, кто бутафор, кто привратник. Бульварный театр тем и отличается от "Комеди Франсез", что не ставит себя выше публики. Действие будет перемещаться с подмостков "Фоли-Драматик" за кулисы. Недаром художник Алла Коженкова выстроила на сцене два портала, чем подчеркнут классический прием "театр в театре".
Впрочем, на сей раз надо считать по крайней мере до трех: Театр Ленсовета такой же полноправный участник игры, как и его парижский собрат. И, когда по ходу пьесы артисты играют мелодрамы Дюма, Дюканжа и Антье, завсегдатаи здешних мест с нежностью вспоминают незатейливые пьески, которые в случае чего выручали труппу Игоря Владимирова. Здесь ведь тоже случались стычки с цензурой, правда, не по поводу сочинений парижского графомана Му де Звона, а из-за "Мистерии-буфф" в постановке Петра Фоменко.
Запечатлен в спектакле и момент рождения мюзикла, жанра, сделавшего блестящую карьеру на ленсоветовской сцене. Чтобы спасти бездарную пьесу, Фредерик Леметр сочиняет веселые куплеты: "С парижского базара сбежали два клошара..." - и премьера имеет оглушительный успех.
Предрешен и успех постановки Владислава Пази. За 30 лет работы в театрах страны он до тонкостей изучил рычаги воздействия на сердце публики: знает, как пощекотать ей нервы, как польстить и чем успокоить.
"Я хотел бы тут остаться"
Сильный и беспроигрышный мелодраматический ход - вывести на сцену ребенка. Так и поступает режиссер, начиная спектакль с рождественской картинки: на пустую сцену "Фоли-Драматик" выходят маленький Фредерик (Никита Бажанов) и его мать-прачка (Ольга Копылова).
Тут-то будущий гений французского театра и произносит: "Как красиво! Я хотел бы здесь остаться!". Все именно так и случится, Фредерик Леметр не расстанется со сценой до конца жизни.
Как не расставался с нею Игорь Владимиров, которого так напоминает Сергей Мигицко - Леметр в финале спектакля. Недаром героя одели в вязаный жакет, столь похожий на тот, в котором ходил по театру в последние годы своего правления Игорь Петрович. Поклон учителю естественно встраивается в целую цепочку реверансов. Артисты признаются в любви и театру вообще и родной сцене в частности. Театру как искусству и театру как мировоззрению, способу жить и выживать.
Смешные и уродливые стороны театра артистам ведомы не меньше, чем прекрасные и высокие. Оттого на спектакле так часто звучит смех. За право потешить публику соревнуются ведущие мастера труппы. Больше всех аплодисментов срывает, пожалуй, Семен Стругачев в роли драмодела Му де Звона. Характер персонажа отвечает фамилии, степень амбиций - обратно пропорциональна таланту, что требует от актера соответствующих способностей. Зерно роли (или, как говорится в пьесе, - "семя") он обнаружил в патологической серьезности героя. Он начисто лишен чувства юмора и потрясен, узнав, что его считают комедиографом.
Нервный смех в зале вызывает и первый выход мадемуазель Жорж. В пожилой замарашке сразу и не узнаешь Ларису Луппиан. Играя стареющую примадонну "Фоли-Драматик", актриса не жалеет характерных красок, давая портрет столь же собирательный, сколь и схожий с десятком известных оригиналов. Ближе к финалу мы видим m-lle George весьма похорошевшей, но это тоже - театр, где контрасты всегда уместны. Рядом с Жорж - ее соперница Красотка. Бог не обделил ее красотой и молодостью, но поскупился на талант. Анне Алексахиной тоже понадобилось заглянуть в копилку актерских наблюдений, чтобы сыграть эту юную стерву.
Центр, нерв и мотор спектакля - это, безусловно, Сергей Мигицко. Театр без премьера - это не театр. Оттого Фредерик во всем первый. По части любовных похождений он столь же знаменит, как и в амплуа романтического героя. А если учесть, что актер изнутри взрывал клише романтического театра, насыщал спектакли юмором, буффонадой и трюками, то, сами понимаете, Мигицко есть где разгуляться. Он меняет маски и костюмы, свободно перемещается от фарса к трагедии, поет, пляшет и страдает. С рвущей сердце откровенностью рассказывает о своей профессии.
Его герой умеет любить, но боится быть счастливым. Наверное, оттого мелодраматическая линия пьесы - роман с юной аристократкой (Александра Камчатова) - менее увлекательна, чем трагикомическая. Вся жизнь артиста - театр, а в реальной жизни он робкий дебютант, в любой момент готовый признать поражение. Так сбылась мечта маленького Фредерика - он жил и умер на сцене.
Елена Алексеева

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика