Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ОДИНОЧЕСТВО В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

Яна Чичина,- Около: Арт-журнал. 18.05.2015

В московском театре им. Вахтангова месяц назад прошла премьера спектакля «Бег» Юрия Бутусова, в Санкт-Петербурге уже готова его новая постановка — «Город. Женитьба. Гоголь» на сцене Театра им. Ленсовета. В спектакле заняты любимые артисты Петербурга — Сергей Мигицко, Александр Новиков, Анна Ковальчук, Сергей Перегудов.

Гоголевская «Женитьба» — всем давно знакомая комедия с забавными персонажами и ситуациями, вызывающими в животе смех до коликов. Но Бутусов отказывается от привычной трактовки этой пьесы и делает совершенно неожиданную постановку, как по отношению к материалу, так и по отношению к его собственному режиссерскому стилю. Практически отказавшись от клоунады и комедийности, он оставляет психологизм, романтику и мистицизм.

Режиссер окутывает героя загадочно холодным и бесконечным Петербургом. Причем, наш это город или времен Гоголя — остается не ясным. Вроде костюмы нашего времени, и фотоаппараты в руках персонажей последних моделей, но воздух в спектакле не современный, а гоголевский. Дело не в оригинальном тексте, а в его подаче: нет динамики, того бешеного ритма, свойственного нашим дням. Весь спектакль идет размеренно и спокойно, иной раз кажется, даже слишком медленно. В этой медлительности и чувствуется далекие времена прошлого.

Тем не менее, темой спектакля стал не гоголевский сюжет. В центре истории — одинокий человек, который не может справиться со своими желаниями, он не в состоянии даже найти силы, чтобы осуществить свои мечты. Все действие происходит в Петербурге, и огромный город буквально поглощает героя. Город — это все его окружение: закрытые черным колосники, слегка наклоненный в зал планшет сцены и маленький человек в центре этой черной бесконечной пустоты.

Не только Подколесин, но и все герои в этом пустом, кажется, пространстве выглядят как маленькие фарфоровые фигурки. Тема «кукольности», некой «статуэтчатости» проходит через весь спектакль. Герои то танцуют механическими движениями (танец Кочкарева и тетки), то замирают в одной позе, точно превратившись в скульптурную композицию.

В музыкальном плане режиссер остался верен себе. Однако в отличие от предыдущих спектаклей («Макбет.Кино.», «Три сестры», «Все мы прекрасные люди»), в «Женитьбе» музыкальные сцены не создают ни контраст, ни кульминацию, а наоборот плавно и тонко продолжают действие, сохраняя заданный темп. У бутусовских персонажей нет той опоры в музыке или танце, где они могли бы без слов рассказать о себе, поэтому они кажутся такими беззащитными.

Тема одинокого человека особенно ощутима в спектакле: на сцене практически ничего нет, и герои существуют в этой бесконечности. Трио женихов — Яичница (Сергей Мигицко), Жевакин (Александр Новиков) и Анучкин (Евгений Филатов) — это сосредоточение легкого, казалось, даже импровизационного комизма, который выражается то через красные клоунские носы, то через интермедийные песни. В этой троице кроется трагедия каждого из героев.

В это же время акцент на несостоявшееся счастье Агафьи Тихоновны (Анна Ковальчук) отсутствует. Нежная и то ли напуганная, то ли растерянная Агафья возникает на сцене как тень, и так же незаметно покидает ее. В ней нет мук сомнения, нет переживаний, нет желания бежать от одиночества. Она тиха и застенчива. Она будто плывет по течению, не предпринимая усилий, не делая попыток что-то изменить.

Наиболее остро одиночество читается в главном герое — Подколесине (Олег Федоров), даже скорее в дуэте с предприимчивым Кочкаревым (Сергей Перегудов). На фоне напористого, активного и комически самоуверенного Кочкарева Подколесин кажется еще более смущенным. С появлением Кочкарева он будто бы еще больше вжимает в себя плечи, сутулится и как-то по-детски суетится, топчась на одном. Подколесин одинок — это предопределено его судьбой. Он не в силах это изменить, поэтому чрезмерная опека Кочкарева остается безрезультатной, и Подколесин сбегает. Но он сбегает не от одиночества, а наоборот — к нему.

Одиночество как мучение, и одиночество как спасение. Все это в одном городе в одном человеке — в этом трагизм бутусовского спектакля.

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика