Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ОДИНОЧЕСТВО В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

Яна Чичина,- Около: Арт-журнал. 18.05.2015

В московском театре им. Вахтангова месяц назад прошла премьера спектакля «Бег» Юрия Бутусова, в Санкт-Петербурге уже готова его новая постановка — «Город. Женитьба. Гоголь» на сцене Театра им. Ленсовета. В спектакле заняты любимые артисты Петербурга — Сергей Мигицко, Александр Новиков, Анна Ковальчук, Сергей Перегудов.

Гоголевская «Женитьба» — всем давно знакомая комедия с забавными персонажами и ситуациями, вызывающими в животе смех до коликов. Но Бутусов отказывается от привычной трактовки этой пьесы и делает совершенно неожиданную постановку, как по отношению к материалу, так и по отношению к его собственному режиссерскому стилю. Практически отказавшись от клоунады и комедийности, он оставляет психологизм, романтику и мистицизм.

Режиссер окутывает героя загадочно холодным и бесконечным Петербургом. Причем, наш это город или времен Гоголя — остается не ясным. Вроде костюмы нашего времени, и фотоаппараты в руках персонажей последних моделей, но воздух в спектакле не современный, а гоголевский. Дело не в оригинальном тексте, а в его подаче: нет динамики, того бешеного ритма, свойственного нашим дням. Весь спектакль идет размеренно и спокойно, иной раз кажется, даже слишком медленно. В этой медлительности и чувствуется далекие времена прошлого.

Тем не менее, темой спектакля стал не гоголевский сюжет. В центре истории — одинокий человек, который не может справиться со своими желаниями, он не в состоянии даже найти силы, чтобы осуществить свои мечты. Все действие происходит в Петербурге, и огромный город буквально поглощает героя. Город — это все его окружение: закрытые черным колосники, слегка наклоненный в зал планшет сцены и маленький человек в центре этой черной бесконечной пустоты.

Не только Подколесин, но и все герои в этом пустом, кажется, пространстве выглядят как маленькие фарфоровые фигурки. Тема «кукольности», некой «статуэтчатости» проходит через весь спектакль. Герои то танцуют механическими движениями (танец Кочкарева и тетки), то замирают в одной позе, точно превратившись в скульптурную композицию.

В музыкальном плане режиссер остался верен себе. Однако в отличие от предыдущих спектаклей («Макбет.Кино.», «Три сестры», «Все мы прекрасные люди»), в «Женитьбе» музыкальные сцены не создают ни контраст, ни кульминацию, а наоборот плавно и тонко продолжают действие, сохраняя заданный темп. У бутусовских персонажей нет той опоры в музыке или танце, где они могли бы без слов рассказать о себе, поэтому они кажутся такими беззащитными.

Тема одинокого человека особенно ощутима в спектакле: на сцене практически ничего нет, и герои существуют в этой бесконечности. Трио женихов — Яичница (Сергей Мигицко), Жевакин (Александр Новиков) и Анучкин (Евгений Филатов) — это сосредоточение легкого, казалось, даже импровизационного комизма, который выражается то через красные клоунские носы, то через интермедийные песни. В этой троице кроется трагедия каждого из героев.

В это же время акцент на несостоявшееся счастье Агафьи Тихоновны (Анна Ковальчук) отсутствует. Нежная и то ли напуганная, то ли растерянная Агафья возникает на сцене как тень, и так же незаметно покидает ее. В ней нет мук сомнения, нет переживаний, нет желания бежать от одиночества. Она тиха и застенчива. Она будто плывет по течению, не предпринимая усилий, не делая попыток что-то изменить.

Наиболее остро одиночество читается в главном герое — Подколесине (Олег Федоров), даже скорее в дуэте с предприимчивым Кочкаревым (Сергей Перегудов). На фоне напористого, активного и комически самоуверенного Кочкарева Подколесин кажется еще более смущенным. С появлением Кочкарева он будто бы еще больше вжимает в себя плечи, сутулится и как-то по-детски суетится, топчась на одном. Подколесин одинок — это предопределено его судьбой. Он не в силах это изменить, поэтому чрезмерная опека Кочкарева остается безрезультатной, и Подколесин сбегает. Но он сбегает не от одиночества, а наоборот — к нему.

Одиночество как мучение, и одиночество как спасение. Все это в одном городе в одном человеке — в этом трагизм бутусовского спектакля.

Русская матрица

Уважаемые зрители! 24 января, сразу после показа «Русской матрицы», мы приглашаем вас побеседовать на темы спектакля. Во встрече примут участие театральный критик Татьяна Тихоновец и режиссёр Андрей Прикотенко.

ФАЛЬШИВАЯ НОТА

Уважаемые зрители! Предпремьерный показ спектакля «Фальшивая нота», назначенный на 20 февраля 2019 года в 19:00, отменяется по техническим причинам.

Подробнее

Лекция А.Ф.Некрыловой

13 февраля в 13.00 на Камерной сцене театра состоится лекция А.Ф.Некрыловой «Отечественная мифология и традиционная культура».

Подробнее

31 декабря 2019

Уважаемые зрители! Сообщаем вам, что 31 декабря 2019 года будет играться спектакль "РУССКАЯ МАТРИЦА" (16+). Начало в 16.00. Открыта продажа билетов!

Дневники Блокады

28 и 30 января в 16.00 на Малой сцене театра Санкт-Петербургская Студия «Позитив» совместно с Ассоциацией поддержки творческого развития детей и молодежи «Оперение» начинает акцию «Дети – театру» показом спектакля "Дневники Блокады".

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика