Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Олег Леваков: «Цена аплодисментов у каждого – своя»

Вера Николаева,- «Ваш досуг.Театральное приложение», 2014, № 5 (56), май

6 мая в Театре имени Ленсовета снова ожидается премьера. Знаменитую пьесу А.Н.Островского «Без вины виноватые» ставит народный артист России Олег Леваков, его мы и расспросили о работе над спектаклем.

 

- В вашей биографии, и актёрской и режиссёрской,  было много спектаклей о театральном мире – «Таланты и поклонники» Островского, «Ты и только ты» Стоппарда, «Фредерик, или Бульвар преступлений» Шмитта, «Шум за сценой» Фрейна. Как вы думаете, почему зрителя так влечёт в жизнь театрального закулисья?  Им хочется узнать, что артист из себя представляет, как человек? Без маски?

- Да, без грима и прикида. Какова его человеческая личностная природа? Чем он живёт? Видимо, и Островскому было интересно в этом разбираться, недаром у него столько пьес об актёрах.

- Один из главных вопросов в его пьесах о людях театра – цена возможности быть артистом, цена, которую платишь за возможность творчества. Чего артист лишается ради аплодисментов?

- Пьесы Островского о людях театра интересны тем, что там ведь нет собственно театра – сценических картин спектаклей, представлений. Мы видим отношения человеческие – антрепренёров и актёров, поклонников и актёров, актёров между собой. Автор варился сам в этой среде, закулисье московского Малого театра было для него домом родным. А цена аплодисментов у каждого – своя.

- Кручинина у вас – актриса одной роли? Матери, потерявшей сына,  в пьесе Гуцкова «Ричард Севедж, или Сын одной матери"?

- Все восторгаются её игрой в этой пьесе, в роли леди Микельсфильд, потому что она прочувствовала в жизни эту тему – потерю сына. Это её актёрская «лебединая песня».  Но мы думаем,  что она – актриса талантливая не только в такого рода материале.

- Не слишком ли Островский рисовал актёрскую среду в благостном виде? У него ведь нет среди артистов нехороших людей, даже ревность и зависть актрисы Коринкиной в «Без вины виноватые»  можно понять и оправдать.

- Конечно: Коринкина  ведь прима данного театра, а тут приехала знаменитость и собирает все букеты и аплодисменты. Островский  тонко понимал специфику актёрской натуры, актёрского труда. Он знал, что артист без амбиций – плохой артист, не сможет состояться в профессии. Большой артист всегда стремится быть лучше, чем партнёр, это движитель актёрского роста. При этом грань между здоровыми амбициями и болезненными весьма тонка. Практически всегда в биографии артиста присутствует некая обида на мир: я такой талантливый, а меня не выбирают, не замечают.

- Любой студент считает, что он – Гамлет, и это должны увидеть все и сразу.

- Да, а обстоятельства порой диктуют, что ты – стражник, и твоя судьба – стоять с копьём   пятым справа  у портала. Но никто себе никогда не признается, что его амплуа – «шаги за сценой».

- Незнамов у вас в спектакле – талантливый артист? Кручинина его заметила именно поэтому?

- Опять же: Островский не даёт нам возможности увидеть героев-артистов «в деле». Но по тому, как Незнамов ведёт себя, как живо и тонко он реагирует на окружающую действительность, как он чувственен, мы должны понять, что его актёрская природа подвижна. Он человечески талантлив, душа его живая, а по-Островскому это – необходимое качество для профессии артиста. И все обострённые эмоциональные выплески  Незнамова – это говорит его честная натура правдолюбца и романтика. Он нетерпим к несправедливостям, несдержан и дерзок  в проявлениях, когда видит какую-то подлость или едва ощущает намёк на унижение своего человеческого достоинства.

- Вы собрали под знамёна спектакля многих «владимировцев» - Лариса Луппиан, Сергей Мигицко, Светлана Письмиченко, Евгений Филатов, Лидия Мельникова, Сергей Кушаков, Маргарита Алёшина, Юлия Левакова. Вы готовите своей компанией прямо какое-то поколенческое высказывание?

- Манифест мы не готовим, но то, что мы давным-давно говорим на одном языке – важно для меня. Думаю, что только прочный творческий наш союз, которому много лет, даст возможность освоить такую сложную многогранную пьесу.

- Жанр «комедия» в данном случае что для вас означает?

- «Без вины виноватые» -  пьеса с очень сильным мелодраматическим уклоном, что зрителями во все века воспринимается с душевной отдачей.  И мы не будем этому противоречить, заниматься концептуальным вопрекизмом. Мы хотим услышать и передать  интонацию автора.

- «Без вины виноватые» - такая пьеса, как легендарный шекспировский «Гамлет»: нет Гамлета у тебя, нечего и пьесу брать в руки. Вы своего «Гамлета» - Кручинину нашли?

-  Кручинина у нас есть. Лариса Луппиан – многоплановая актриса, умеет играть и комедию, и драму, и трагедию. У неё  сегодня есть высочайший уровень мастерства,  подвижная лёгкость и отзывчивость актёрской природы. Плюс – чистая нота собственной личности, прожитых и нажитых лет. Она – жена, мать, бабушка, ей понятны все оттенки женской натуры. Тема «мать и дитя» для неё – не пустой звук.

- По изобразительному ряду вы с художником Александром Орловым  куда нас поведёте?

- Стилистически мы ничего не осовремениваем. Картинка у нас будет спокойная, мягкая, пастельная, но при этом мы попробуем поиграть в некий старинный провинциальный театр XIX века. И сценографически, и в костюмах, и в манере речевой мы попробуем  передать наши сегодняшние представления о том далёком театре, имеющем своё очарование, выказать наше любование и даже некий пиетет перед тем искусством. В этом будет, конечно, элемент иронии, но доброй, ни в коем случае не пародийной.

- То есть мы должны увидеть, как пьеса  «Без вины виноватые» могла бы быть сыграна в каком-то городке на пути из Керчи в Вологду?

- Именно так.

- Молодёжь эту задачу уловила?

- Молодым чуть подольше приходится объяснять задачу, но это естественно, нашим «птичьим языком» учеников Владимирова они не владеют. Но и Даша Циберкина, и Антон Багров, и Миша Карпенко, и студент Никита Волков в ансамбль спектакля вписались прекрасно.

- В этой пьесе есть пара героев, которых мы в первом акте видим молодыми. И всегда есть сложность – эти молодые артисты должны вроде как играть в данном случае Ларису Луппиан и Сергея Кушакова.

- Мы не ставим задачу, чтобы Даша Циберкина и Никита Волков передавали черты именно этих артистов, потому что неизбежно элемент пародии возникает при этом, нам  не нужны «Точь в точь» и «Один в один».  Это уже моя задача через какую-то стилистику – речевую, пластическую – мягко и ненавязчиво соединить эти актёрские пары.  

- Сверхзадача при выборе этой легендарной пьесы какая всё-таки перед вами, как режиссёром, стояла?

- Я не скрываю, что делаю актёрский спектакль. Великие пьесы Островского – прекрасная возможность продемонстрировать все актёрские умения на сегодняшний момент, на день премьеры. Это – лучший тест на уровень мастерства: понимание жанра, психологии человеческой природы,  способность создать живой полнокровный характер, чувство партнёрства. На  сцене всегда - просто артист, а все статуэтки, премии, дипломы   и звания остаются дома и в личном деле в отделе кадров. Каждый вечер зрителя и партнёров нужно удивлять и покорять, снова и снова.

Беседу вела Вера Николаева

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика