Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Оставьте ему сцену

Мария Кингисепп, -«Театральный Петербург», 2008, № 15 - 16, 1 - 31 августа

Александр Новиков. Он и не мечтал о театре. Поступил в ЛГИТМиК на курс к Игорю Владимирову как-то нелогично: после школы, на голубом глазу, без особого напряжения. И вот тот румяный наивный мальчик из семьи врачей превратился в умного, в меру упитанного мужчину в полном расцвете сил и недавно получил звание заслуженного артиста России.

Александр Новиков - истинный «владимировец»: азарт игрока, стахановская работоспособность и интеллектуальный подход к созданию роли свойственны всем ученикам мастера. Кроме того, если уж расставлять приоритеты в профессии, Новиков - ярый приверженец «старой школы»: он считает, что артиста по-настоящему «делают» только крупные роли классического репертуара. Он - преданный ценитель чутких партнеров. Он хотел бы выходить на сцену в сложном гриме. Но он же - противник актёрского фанатизма во всех его проявлениях: надрыва, вздутых жил, патетического серьеза, etc. И жгучий поклонник почти утраченного российским театром жанра оперетты, в котором весьма органичен. 
Александр Новиков выглядит человеком без страха и упрека. Без вредных привычек. Не был, не состоял, не замечен, не привлекался. Такие загадочно-правильные личности, особенно если они ещё и большие оригиналы, вызывают почтительный трепет. Про них пел Гребенщиков: «Есть люди, у которых обращаются «на вы». От их имени современный драматург Эрик-Эммануэль Шмит написал : «Оставьте нам сцену, а жизнь мы оставляем вам». 
Новиков - трудоголик: отдыхать не умеет, не любит, а потому как бы и не успевает. У него если не спектакли утром, днем и вечером, так непременно какая-нибудь репетиция или съемка. В то время как прочие успешные и востребованные коллеги рассекают на красивых авто и курсируют между Петербургом и Москвой в бесконечных поисках лучшей доли, артист Новиков степенно фланирует пешком между театрами Ленсовета, «Приют комедианта», Музкомедии и музеем Достоевского, наслаждаясь архитектурными красотами и улыбаясь прохожим. Добрая половина жителей Купчино и Московского района гордятся тем, что регулярно ездят в метро вместе с самим Федей Курочкиным. А некоторые ходят в театр им. Ленсовета только для того, чтобы на него посмотреть. Новиков крайне внимателен к работе коллег и очень любопытен. Если вы собираетесь на премьеру - приготовьтесь, что встретите в фойе возбужденного артиста Новикова, который рвется за кулисы поздравить с успехом - или норовит по-английски, не прощаясь, сбежать в антракте, если обнаружил провал. 
Новиков очень общителен. Если даже вдруг он случайно свободен от всякой работы, вы непременно найдёте его в закулисном буфете. Даже если он сыт, он должен ежесекундно поглощать «театр в собственном соку» впитывать его дух, атмосферу, старые и новые формы. О, слышали бы вы, как он разбирает спектакли! Ему бы рецензии в прессу писать. А видели бы вы, как он работает над ролью! Талант Александра Новикова многогранен. О том, с каким остроумием он плетёт рифмы вокруг театральных ситуаций и героев сцены и как потом читает свои беззлобные, но точные эпиграммы на капустниках, по городу ходят легенды. А ещё он чуть ли не с младенчества освоил ударные инструменты и научился пленительно исполнять романсы. 
В детстве от культпоходов в театр Саша увиливал, но как-то, уже в 10-м классе, был силком приведен в Театр им. Ленсовета на «Малыша и Карлсона», а затем случайно попал на «Вы чье, старичье?». После чего и отправился поступать в театральный, шокировав родных. После, в детских спектаклях, был и тем самым Карлсоном (спектаклю уже почти 40 лет), и енотом, и псом, и котом. А во взрослом репертуаре как будто скромничает. А может, ждёт режиссёра, который увидит его, наконец, в центральной роли. Впрочем, нельзя сказать, что он обижен невниманием режиссёров. Нваоборот, у каждого для него находится роль: то мудрого шута, то хитроумного плута, то ушлого притворщика. И в этих среднего калибра комических ролях угадывается масштаб Леонова и Папанова. Осталась, кажется, ерунда: вдохнуть - и донырнуть до их глубины. Но тут без режиссёрской помощи никак даже выдающимся комикам: лучше подождать, чем стать посмешищем.
Что удивляет, у Новикова - пламенная страсть ко вводам. Обычно артисты как-то недолюбливают играть роли после своих коллег, а этот рад-радешенек, если доведется впрыгнуть в чью-то размятую, тепленькую роль. Так было в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений», где Новиков за несколько лет прошел путь от помрежа Антуана до любимой своей роли - дебелого драматурга, пишущего под псевдонимом Му де Звон.
Первая попытка сыграть на сцене героя-любовника была предпринята двенадцать лет назад в спектакле «Лицо». Не убедил, как и в образе робкого Клеанта в «Мнимом больном». Любовь сценическая становится органичной артисту Новикову сегодня: без мелодрамы и пафоса, зато с коварством, как в «Веере леди Уиндермир», или обречённостью, как в «Night and day».
Отлично получаются у Новикова уморительные простаки. Интересно, что внешний вид персонажей с внутренним миром самого артиста не совпадают совершенно. Пентюх или недотепа, шалунишка или разгильдяй, переросток или подкаблучник - образы чисто сценические. В жизни Александром Новиковым строг и справедлив. Страшен в гневе. Упрям. Он не изменяет себе внутренне и почти не меняется внешне. Так же похож на медведя-увальня, только всё реже прикидывается на сцене животным или ребёнком: меньше хлопочет, колоритней интонирует, играет острее. И вот уж благородная седина в голову. Осталось дождаться беса в ребро. Главная роль (которая дожидается актёра) представляется не однозначной - положительной, как Генри в «Смешных деньгах» по пьесе Куни, а трагифарсовой, выпуклой, масштабной, глубокой, напряжённо-драматичной. Артист Новиков максимально органичен в классике: ему невероятно подходит век девятнадцатый, тем паче Возрождение. Он мечтает о Гоцци, Гольдони, Мольере. Он мог бы стать шикарным Подколёсиным в «Женитьбе» Гоголя.
Из последних ролей любопытен бесхарактерный Милан в спектакле «Night and day» по современной пьесе "Саранча». Тут еже виден новый Новиков: обозначена боль, но душевные шрамы словно нарисованы, мерещится нечто от трагического принятия судьбы, но слишком много сарказма. А спектакль по хитовой пьесе финна Мики Мюллюахо «Паника» в «Белом театре» - и вовсе неожиданность. В откровенной истории про фобии и комплексы обнаруживаем, что наш чаровник Сашечка Новиков... смачно ругается матом! И откуда же, мама дорогая, он слова такие знает? Покуда персонаж - 40-летний инженер Лео, эдакий финский Митрофанушка, - погружается в ад кризиса среднего возраста, артист ощутимо тревожится: не режет ли слух грубый текст из его уст? Вроде бы мат этот - обычное дело для нынешней «новой драмы». Но именно бранящийся Новиков производит впечатление катастрофическое. Лучше бы мы этого не слышали, как не слышим о его личной жизни, которую в лучших традициях старой актёрской этики Новиков обнес высоким забором с колючей проволокой. И честь ему, и хвала за то, что мы никогда не узнаем, влюблен ли, есть ли у него дача, умеет ли печь пироги и как выглядит его спальня. Дистанция огромного размера между талантом и поклонниками должна быть всегда.

Мария Кингисепп

 

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

В связи с болезнью актрисы, назначенный на 18 июня спектакль "АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ" переносится на 19 июля. Билеты действительны. Желающие сдать билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 23 июня включительно. Приносим свои извинения!

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика