Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

РУКОВОДСТВО ДЛЯ НЕ ЖЕЛАЮЩИХ ЖЕНИТЬСЯ

Елизавета МИНИНА,- ИМПЕРИЯ ДРАМЫ № 35 - апрель 2010 года

А. П. Чехов. «Чеховъ. Водевиль» (по пьесам «Предложение», «Юбилей»,
«О вреде табака»). Театр им. Ленсовета. Режиссёр Андрей Прикотенко


В то время как партия и правительство изо всех сил борются за укрепление ячейки общества и демографический рост, режиссёр Андрей Прикотенко поставил спектакль, направленный против семьи и брака. Это смелое решение. Для постановки этого спектакля он выбрал одноактовки Чехова, в минувшем году назначенного «нашим всем» и поставленного везде, где только можно. Это тоже смелое решение. Спектакль назван «Чеховъ. Водевиль». И это тоже весьма смелое решение, потому что чего-чего, а водевиля как такового в чеховской драматургии не водится. «Шутки» есть. Комедия, в которой главный герой застрелился, есть, а вот водевиля нет. 
На этом, впрочем, смелость решений заканчивается, и начинается нечто странное. 
На сцене театра имени Ленсовета происходит заурядное развлекательное действо, незатейливое до неприличия, и зрителю искушённому постоянно приходится напоминать себе: «Этот режиссёр по­ставил "Эдипа" и "Лерку"!», а зрителю неискушённому... Впрочем, неискушённому всё равно, наверное. 
Неискушённый зритель получает искреннее удовольствие. Неискушённый зритель создаёт аншлаг, не уходит в антракте, бурно рукоплещет на поклонах и весело хохочет во время действия. Ну и не искушайте его без нужды! Сюжет лихо катится по прямой, минуя подтексты и полутона, и все отступления от текста, всякие там элементы трактовки или сценические метафоры, заключены в фарсовом штукарстве. Ну, или шакальстве, если говорить грубо. Потому что хорошенькая мадам, с весёлым визгом напрыгивающая на своего супруга в общественном месте в присутствии посторонних, - один раз это фарс. А несколько раз и обстоятельно - это уже для тех, кто не понял. А когда актёр начинает играть подробно для тех, кто совсем не понял не то что с намёка, а даже с первого раза, - это, к сожалению, уже не фарс. Это хуже. Хуже и для актёра, и для режиссёра, и для автора, и для зрителя. Которого опять обманули. Обещали «Водевиль», а показали площадной балаган с петрушкой. Кстати, «Чеховъ. Балаганъ» на афише смотрелось бы тоже здорово. И уж точно честнее. 
В роли главного петрушки, естественно, Александр Новиков. Умный, тонкий, изысканный артист опять назначен на роль никудышного тюхи. Его Иван Васильевич Ломов - сквозной персонаж спектакля, он не только женится на Наталье Чубуковой в первой части, он во второй пишет липовый отчёт для директора банка Шипучина и изгоняет из его кабинета бесов в лице назойливых, глупых и пошлых женщин, а в третьей жалуется на загубленную жизнь в рамках лекции о вреде табака. Во второй части, в «Юбилее», Новиков великолепен. Вопреки безобразию, творящемуся на сцене, он рисует жёсткий, внятный характер самоценного, закрытого, сильного человека. Он подробно отыгрывает всё происходящее вокруг, и его оценки и реакции в основном куда содержательнее и изящнее, чем это самое происходящее. Правда, совершенно непонятным остаётся, как получилась такая интересная личность из дёрганого, трясущегося, задыхающегося, кривенького Ломова из «Предложения», и уж тем более - куда эта личность делась к финалу жизни, к рассуждениям «О вреде табака», где Ломов вял, уныл и занудлив. И при чём тут женщины, которые, по замыслу режиссёра, должны были загубить этого хорошего человека. Женщины там - вполне проходные фигуры. 
Женщин в спектакле три. И ещё три девки в доме Чубуковых, красивые, молчаливые, лукаво поглядывающие на хозяев и гостя. Отчего же непременно девки и когда было отменено крепостное право - это в данном случае неважно, девки роли не играют. Играют женщины. Мадемуазель Чубукова, впоследствии мадам Ломова, в исполнении Ульяны Фомичёвой вульгарна, как советская Элиза Дулиттл, разгуливает по дому в исподнем, жестикулирует и интонирует хуже любой девки, - впрочем, зрителю нравится. Ему смешно. Татьяна Алексеевна, жена Шипучина, - прелестная Александра Камчатова, - немногим лучше, этакая мещаночка-канарейка в халате и корсете, кокетливая и развратная. Если, конечно, канарейки бывают развратными. Впрочем, зрителю по­-прежнему смешно. Суровая Мерчуткина - Галина Субботина - поначалу кажется отличным контрастом жизнерадостным молодкам, но вдруг ни с того ни с сего эта зануда рвёт с себя одежды и кидается на первого встречного, - зачем, почему? Потому что зрителю смешно, наверное. Или потому, что все бабы дуры. Или стервы. В общем, всё зло на земле от баб. Такова мораль. 
А ещё на сцене стоит шкаф. Все три части спектакля стоит один и тот же шкаф, в котором однажды обнаруживается скелет, - и это так же плоско, как бескозырка моряка-­попутчика в багаже мадам Шипучиной. Шкаф - главная «чеховская» деталь во всём водевиле. Помним же, совсем из другой комедии: «Твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Вот такие вот люди получаются в лучшем будущем. С таким вот добром и общественным самосознанием. И единственное, чего у них точно не отнять - так это бодрости. 
Елизавета МИНИНА

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

В связи с болезнью актрисы, назначенный на 18 июня спектакль "АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ" переносится на 19 июля. Билеты действительны. Желающие сдать билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 23 июня включительно. Приносим свои извинения!

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика