Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

С Чеховым не соскучишься

Анна Кукушкина,- «Известия», 2009, 18 декабря

Жениться или нет - вот в чем вопрос нового спектакля в Театре им. Ленсовета.


Грядущий год для Чехова юбилейный. И театры не дремлют, ставят классика вовсю. В тираж пошли не только пьесы и проза, но и записные книжки драматурга-писателя. Недавно свой вариант юбилейной премьеры представил Театр на Литейном. Там по случаю круглой даты отобрали из всего Чехова несколько дорожных рассказов, перемешали, склеили и выпустили спектакль. Получились "Счастливые люди". В Театре им. Ленсовета - рецепт практически тот же. Ну или очень похожий. Режиссер-постановщик Андрей Прикотенко взял три чеховские вещи: "Предложение", "Юбилей" и монолог "О вреде табака" - и объединил их в одну. Назвал все это дело водевилем.

Точнее, в афише значится так: "Чеховъ. Водевиль". Все стильно, с ятем, через точку. Но как-то невесело. Если и будет смех на этой премьере, то сквозь слезы, потому что настрой у Прикотенко в духе отвязных шуток "Русского радио": "хорошее дело браком не назовут" и тому подобное. Весь сюжет спектакля, не вдаваясь в мотивы и тонкости Чехова, режиссер Прикотенко излагает примерно так: "Жил-был человек, решил жениться, осуществил задуманное, а через 33 года ему пришел конец". Веселиться на этом фоне уже не хочется. Хотя как посмотреть. Премьера Чехова на ленсоветовской сцене состоится сегодня. Накануне "Известия" встретились с исполнителем главной роли в спектакле Александром Новиковым. Разговор получился о любви. Впрочем, про брак тоже поговорили.

 

"Брак - это трудное чувство"

- Режиссер-постановщик спектакля Андрей Прикотенко в своем интервью по случаю грядущей премьеры заявил: "Брачный союз противоречит законам природы". Не будем вдаваться, что писал по этому поводу Чехов, - не станете же вы сейчас читать свой заключительный монолог. Давайте лучше поговорим о том, что думает про любовь и брак актер Александр Новиков? Простите за прямой вопрос, но вы, к примеру, женаты?

- Нет, не женат. А про брак думаю... вы знаете, это очень сложная тема для всякого мужчины. И для женщин, наверное, тоже. Я бы сказал, что брак - не лучший термос для любви. В этом союзе, когда видишь друг друга каждый день, любовь вообще трудно сохранить. Если относиться к ней серьезно, по гамбургскому счету, а не тешить себя сказочкой, что любовь все равно остывает и постепенно перерастает в другие чувства: благодарность, уважение, привязанность. Ничего подобного не происходит. Любовь или живет, или умирает. А всяческие превращения любви в привычку - это тяжелая история, совсем другая категория человеческих отношений. Возможно, с этим можно жить, и многие даже живут. Но это не та любовь, о которой все мы мечтаем. И которую каждый из нас хотя бы раз в жизни переживал. Ну нет в браке ничего этого - ни романтики, ни восторга.

- А что есть?

- Жизнь, самая обычная, повседневная. Брак - вообще трудное чувство. И его трудность именно в остывании любви. Это как раз чеховская тема. Потому что Чехов в отличие от Достоевского не исследовал человека на пике каких-то переживаний, в момент острых кризисных ситуаций. То есть Раскольников, убивший старушку, в принципе не мог возникнуть у Чехова. Его тема - растворение жизни в ее повседневности, бесконечных разговорах, завтраках, ужинах, прогулках. Все время что-то происходит, а жизни как таковой нет. Она проходит. Сначала молодость, потом зрелость, дальше - полная, безнадежная старость. И смерть. Но еще раньше умирает любовь. В этом смысле Чехов очень пронзительно понимал проблему остывания чувств. И насколько тяжелы брачные узы.

- Но люди зачем-то женятся?

- Согласен, наш герой тоже женился. По идее спектакль состоит из трех частей: "Предложения", "Юбилея" и сцены-монолога "О вреде табака". У Чехова эти вещи никак не связаны. У нас, в спектакле, их объединяет общий герой - Иван Васильевич Ломов, которого играю я. Имя мы взяли из "Предложения". Соответственно, "Юбилей" тоже справляет Ломов. И заключительный монолог о вреде табака опять же произносит Иван Васильевич, уже изрядно постаревший и изменившийся. Мы условно придумали историю человека, который в какой-то момент принял решение жениться, в надежде, что это украсит его жизнь и принесет ему счастье. Но в итоге получил нечто совершенно другое.

 

"Вся жизнь - водевиль"

- А почему на афише написано: "водевиль"? Ведь тогда по законам жанра должно быть живо и весело?

- А почему вы решили, что будет скучно? Хотя, если взять первоисточник - самого Чехова, то у него эти пьесы водевилями не обозначены. Но почему-то в нашем сознании они существуют именно в таком виде. Достаточно сказать - "чеховские водевили", и все сразу говорят: да, "Юбилей", "Предложение". Хотя у автора они называются "шутками в одном действии". А шутки бывают и горькими.

- То есть вы пошли на поводу у публики - мол, так понятней, люди привыкли?

- Не в этом дело. Спектакль называется "Чеховъ. Водевиль", потому что мы надеемся сыграть историю о человеке, жизнь которого похожа на водевиль. Так получилось: сначала суматошная женитьба, потом ад повседневной жизни, ну и финал в виде известного монолога. Это ловушка, когда, с одной стороны, жанр понятен, а с другой, если задуматься, жизнь всегда сложнее, она на стыке жанров. И получается, что трагикомедия - жанр куда более жизненный, чем трагедия или комедия в чистом виде.

- Обвинений в вольном обращении с классикой не боитесь? Все же привыкли: бородка, пенсне, воротничок. Даже комедии, которые у Чехова именно так обозначены, играются как трагедии. Считается, что так интеллигентнее.

- Вот в том и проблема, что все знают, какой должен быть Чехов. А заодно - и Достоевский, и Пушкин. Но не факт, что эта точка зрения правильная. Недавно в обиходе появилась книга американского автора Дональда Рейфилда, она называется "Жизнь Антона Чехова". Весьма подробная биография, хотя и достаточно тенденциозная. Там все подводится под одну мысль, но сама эта мысль не вызывает сомнений: американец Рейфилд написал книгу о том, что весь Чехов вышел, вызрел и возник из чудовищной среды русской провинциальной жизни. Из очень грубой, хамской среды. И прочитав эту книгу, начинаешь понимать, почему спектакли по чеховским пьесам бывают откровенно скучны. Все губит романтизация его героев, прочно застрявшая в нашем сознании. Мы рождаемся и откуда-то сразу знаем, что три сестры - это три статные грации. И в театре их должны играть самые красивые актрисы. А если вдуматься, то начинаешь понимать, что это три измученные жизнью женщины, проживающие в глубочайшей, непролазной провинции. И весь этот романтический ореол мгновенно спадает. И на первый план выползает очень грубая сторона жизни. И правды в этом больше, чем в рафинированном Чехове, к которому мы все привыкли. Конечно, я не буду говорить, что мечтаю о зрителях, у которых нет такого представления о Чехове. Но хочется встретить в зрительном зале людей, которые открыты для понимания того, о чем написано "Предложение" или "Юбилей". Чтобы люди воспринимали спектакль, а не сравнивали его с тем представлением, которое у них возникло из школьной самодеятельности.
Анна Кукушкина

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

В связи с болезнью актрисы, назначенный на 18 июня спектакль "АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ" переносится на 19 июля. Билеты действительны. Желающие сдать билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 23 июня включительно. Приносим свои извинения!

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика