Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сомнения честного человека

Екатерина Омецинская,- «Аргументы недели» 16.04.13

23 апреля актеру Сергею Мигицко исполняется 60 лет

Его знают и любят миллионы зрителей по фильмам «Соломенная шляпка», «Инкогнито из Петербурга», «Искренне Ваш», «Мой муж - инопланетянин», «Искусство жить в Одессе», «Светлая личность» и другим, исполняется 60 лет, а вроде только вчера отмечали его «полтинник». Сегодня (и давно) он - петербуржец, но, как истинный одессит, вопреки всем правилам, сам начинает разговор с нашим корреспондентом с вопроса...

 

- О чем будем говорить?

- Сейчас, как и десять лет назад, немало вопросов к вам ...

- В жизни вообще, знаете, вопросов немало (улыбается)

- Тогда первый вопрос: шестьдесят лет - это много?

- Папа мой, когда я был студентом или молодым артистом и спешил жить, мне говорил: «Сережа, остановись! Притормози! Ты даже не представляешь, как ЭТО быстро проходит!» И сегодня я уже не вижу разницы - 50 мне лет или 60... Хотя есть разница: я стал больше любить и понимать свою профессию. Прежде я много отчуждался, много спорил из-за пустяков, багровел, пускался в истерию, отстаивая какую-то одну единственную (по моему представлению) дурацкую истину - мизансцену, паузу или ударение. Сейчас - по другому...

- Можно сказать, что вы стали менее вздорны с возрастом?

- Я много занимался и занимаюсь самоедством - анализирую, что сделал правильно, что неправильно. Может быть, я смог все-таки извлечь уроки из своей собственной жизни. Я сейчас не говорю об идеале: к нему я не приблизился, не стал идеальным и никогда не стану. У меня много комплексов, слабых сторон, отрицательных качеств, как у каждого живого человека, между прочим (улыбается)... Но, повторяю, путем самоанализа я как-то стараюсь соответствовать.

- Но, по мнению некоторых людей, анализ о-о-о-очень усложняет жизнь...

- Меня жизнь научила, что хоть «авось» и хорошая штука, но... Багаж прожитых лет подсказывает, что проскочить на авось можно парочку раз, и на этом весь авось заканчивается. Так что анализировать, только анализировать!

- А театр имени Ленсовета, в котором вы служите с 1975 года, поддается анализу? Ведь он меняется тоже - с каждым новым руководителем...

- То есть театр был одним, потом сделался другим? Нет-нет-нет! Театр Ленсовета ВСЕГДА был театром для зрителей. Здесь всегда учитывали то, что нравилось зрителю, недаром Игорь Петрович Владимиров одно время называл его Открытым театром. И слово это не пустяшное - в нем огромный смысл: мы открывали души для зрителя, а зритель открывал свою душу для нас. Получался такой взаимообмен. Можно даже сказать, что взаимовыгодный. Так нас учили, а мы так учились.

Сначала здесь творил мой Учитель, а потом его сменил Владислав Борисович Пази - интеллигентнейший человек с прекрасным вкусом, фанатик театра, горячо любивший это пространство. Он был с нами почти десять лет: тонко подбирал репертуар, кардинально ничего не меняя в организме театра, созданном Владимировым. Да и сейчас в репертуаре половина спектаклей передает ту атмосферу, которую создал и воспитал Игорь Петрович.

- Спектаклю Пази «Фредерик или, Бульвар преступлений», в котором вы играете центральную роль - актера Фредерика Леметра, реального человека, жившего и творившего когда-то на французских подмостках, на днях исполняется десять лет...

- Сказать, что я люблю этот спектакль, равносильно «не сказать ничего». Я прихожу каждый раз на «Фредерика» (широко улыбается), как к себе домой. Но, если бы вы знали, как он мне трудно дался! Это ГЛАВНАЯ роль в том смысле, что такую можно одну в жизни сыграть, а потом «отдыхать» на протяжении оставшихся лет. Светлая память и спасибо Владиславу Борисовичу за то, что он где-то выцарапал эту пьесу - ведь одно время ни у кого не было права играть ее вне Франции. Когда право это появилось, именно Пази подхватил ее первым.

- Во Франции Леметра играл сам Бельмондо, быть может, права были ограничены контрактом? Жан Поль, кстати, не так давно был в Петербурге - не хотелось позвать его на спектакль?

- Он уже не молод, и какое ему дело, кто тут играет его роль... Кстати, когда мы пьесу эту сквозно - от и до, прошли у нас в театре, я вдруг понял, что я ее НИКОГДА не сыграю физически - со всеми многочисленными переодеваниями, со всем объемом темперамента, необходимого для Леметра... И накануне показа «для пап и мам» (так в театре называется первый показ премьерного спектакля для «своих. Прим. авт.) я отправился к Пази - отказываться от роли. Не дошел. И Владислав Борисович этого так и не узнал никогда, потому что на полдороги к его кабинету меня остановила Аня Алексахина. Она увидела меня, идущего по театру с серым лицом, и спросила, откуда я такой, а узнав, куда я направляюсь, просто не пустила дальше... Такая вот была история (смеется). А потом раз сыграли - зритель заинтересовался, второй раз - опять... Поверьте, сам я «Фредерика» обожаю: это одновременно спектакль-памфлет и спектакль-гимн. Спектакль про нас - про актеров, про закулисье, про взаимоотношения человека и театра...

- Но те, первые премьерные показы никак не оставляли ощущения того, что вы пасовали перед ролью или ломали себя «через колено»...

- Но артист не может выйти на сцену с выражением лица «Граждане, мне плохо! Дорогие мои, если бы вы знали, как мне плохо!..» Артист пытается преодолевать себя, и это дорого порой дается. Вот многие говорят (произносит чужую речь пафосно-завистливым тоном): «Этот-то (это про меня), этот-то - уже счастливец! Уж ему-то жаловаться не на что!»... А я четырнадцать лет в театре честно играл сказки, играл крошечные эпизоды, играл второй план. Но никогда лица не воротил, мол, это не мое, и ролями не кидался. Никогда не говорил режиссерам (говорит слезливо-трагически): «Ну, отпусти ты меня! Не мое это, не мое..». И честности этой научил Игорь Петрович, который любил, когда артист ярко и плотно играет крошечный эпизод. Он умел это отмечать рукопожатием, объятием, а иногда и премией. И я НИКОГДА от маленьких ролей не отказывался: играл их не только честно, но и гордо. Вот помню, в спектакле «Рояль в открытом море» эпизод: «Гордеев!» - «Я!» - «Подотри тут!»- «Есть!». Вот и вся моя роль. В «Станции» - Николай Власьевич: «Отец, я мог бы возглавить восстание» - «С одним погоном, Николя, в бой не ходят!». Вот мои роли - огромный список, который я мог бы продолжать и продолжать...

- И кино вас главными ролями поздно одаривать-то стало... Хотя кузена из «Соломенной шляпки» люди помнят даже лучше, чем Хлестакова из «Инкогнито из Петербурга» или Андерсена из «Андерсен. Жизнь без любви»...

- Кузен Бабен - тоже пример крошечной роли, которую я честно отыграл. Почему помнят Бабена? Не потому, что там так уж блестяще играет Мигицко, а потому, что там собрано созвездие артистов. Это фильм бессмертный! Когда я его первый раз посмотрел, будучи студентом (улыбается), увидел свой крошечный вклад в общее дело, то расстроился неимоверно. А сейчас я горжусь, что даже просто хожу там - в экране, рядом с величайшими Стржельчиком Владиславом Игнатьевичем, Гурченко Людмилой Марковной, Копеляном Ефимом Захаровичем, Козаковым Михаилом Михайловичем... А Алиса Бруновна Фрейндлих вообще в двух шагах от меня! Какое это все счастье было...

- Вы робели авторитетов?

- Ужжж-жжасно! В те времена, если я ходил по Фонтанке, то всегда старался перейти на другую сторону - противоположную БДТ, обойти его. А когда видел идущего мне навстречу какого-то артиста известного, всегда убегал. Я раньше хорошо рассказывал анекдоты (люблю это, но сейчас уже реже делаю - забывать что ли их стал), и когда стал ездить в Москву на съемки, однажды вдруг оказался в какой-то компании актерской, где среди прочих стоял Валентин Иосифович Гафт... И что? Я: «Пэ-пэ-э, мдэ-мдэ-мдэ...» (смешно пародирует сам себя), и все!.. Робел, робел страшно, робел ужасно!

- А когда робеть перестали? И проходит ли вообще такая робость?

- Я и сейчас робею. И сейчас у меня есть комплекс, что я - все еще студент четвертого курса. У меня и ручки порой начинают трястись, когда я вижу актера или актрису сильных: начинаю подзаикиваться, суетиться... Я в себе сомневался, сомневаюсь и буду сомневаться. Я после каждого спектакля начинаю: «А что я там? А как? А по-другому? Нет, не так все это надо было...» И это часа на полтора-два разбор.

- Недавно у вас прошла премьера в антрепризе - «Несколько пролетов вверх», где вы играете вместе с Сергеем Паршиным, Иваном Краско, Еленой Руфановой и другими замечательными петербургскими артистами. Почему вы согласились участвовать в этом спектакле?

- Я на сцене играю в основном костюмные роли (за исключением «Интимной жизни» театра «Бенефис», где много лет Михаил Боярский, Лариса Луппиан, Аня Алексахина и я играем «про любовь», но это отдельный разговор), и давно уже мечтал сыграть современника. А тут пьеса Родиона Овчинникова - ностальгическая, доверительная, камерная. Спектакль удивительный: в самом начале приходится играть, словно эпиграф ко всему спектаклю - монолог из телефонных переговоров, который о моем герое все рассказывает. О том, что он занят безумно, о том, что он любит мать, жену... Когда эта пьеса у меня в руках оказалась в первый раз, я ее так и не прочитал: она просто пролежала на столе три месяца... А через пару лет продюсер Марк Крол мне ее дал и сказал: «Серега, давай сделаем!». И мы ее тут же сделали, причем я, изложив свое видение распределения, подтянул ТАКУЮ актерскую красоту к спектаклю... И хотя кое-кого и сам Марк заявил, без ложной скромности скажу, что предложенные мной актеры - полное попадание в десятку.

Беседовала Екатерина Омецинская

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика