Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сон, в котором гибнут мечты

Яна Чичина, - PROтеатр 05.02.2016

Трудно представить себе более ожидаемое явление в театральном мире, чем выход нового спектакля Юрия Бутусова! И «Сон об осени» в Театре им. Ленсовета не стал исключением из этого театрального правила. Малоизвестная в России пьеса норвежского абсурдиста Юна Фосса в интерпретации Бутусова становится на самом деле сном, в котором переплетаются все самые парадоксальные и противоположные чувства. И абсурд, заданный еще драматургом, в режиссерском прочтении удваивается, разрастаясь в совершенно нереальное высказывание о человеке.

с7

Почерк Бутусова узнаваем – черная цветовая гамма, идеально подходящая музыка, минимализм в декорациях, повторяющиеся сцены, искажающая хронологию нарезка сюжета, накаленный градус эмоций, мистические образы, складывающиеся из пластики. Но удивительно то, как каждый раз эти составляющие, накладываясь на материал, артистов, темы, превращаются в совершенно новую форму и звучат как-то иначе, не сливаясь с уже сказанным в других спектаклях режиссера.

Что мы делаем, когда чего-то страстно желаем? Прокручиваем желаемую ситуацию в голове раз за разом, добавляя новые краски и интонации или, наоборот, мысленно выкидываем лишнее. Один раз, второй, третий, четвертый — и вот уже то, чего так желали, становится одновременно близким и далеким.

с4Герои Бутусовских спектаклей как раз такие — страстно желающие чего-то люди. И эти желания и ожидания желаемого точно взрывают их, заставляя двигаться бешено и резко, а потом испепеляют — оставляя в холодной и пугающей своей бесконечностью статике. Леди Макбет (Лаура Пицхелаури в «Макбет.Кино»), Наталья Петровна (Анна Ковальчук в «Месяце в деревне»), Старик Моор (Вера Панфилова в «Liebe.Schiller»), Шанте (Александра Урсуляк в «Добром человеке из Сезуана») — они те самые горящие и сгоревшие.

Вот и герои спектакля «Сон об осени» не уступают своим предшественникам. Они до хрипоты хотят быть счастливыми — вот такое простое и даже банальное желание. Но для запутавшихся в своих жизнях, в своем одиночестве и даже во времени героев это куда больше, чем просто желание. Любовь они то приравнивают, то противопоставляют смерти. А о счастье даже не говорят, хотя ждут его в виде любви и в виде спасения от убийственного одиночества.

В черной коробке сцены холодная пустота — в глубине  стоят напольные подсвечники, а по ходу действия сильно выходящий в зрительный зал планшет сцены в виде круга превращается в кладбище, усеянное огромными выцветшими крестами.

Жизнь приводит героев на кладбище. Именно тут Мужчина (Виталий Куликов) и Женщина (Ольга Муравицкая) оглядываются назад, пытаются вспомнить то, что когда-то было важно. С этих воспоминаний, взаимных упреков и взаимных желаний двух людей начинается спектакль.

И кладбище возникло не случайно: место действия — мир между жизнью и смертью, точнее — между любовью и смертью. Все в этом мире вертится по кругу, все возникает, как фантомы — то ли из прошлого, то ли из будущего, то ли из фантазий, страхов и снов настоящего. Нет ни имен, ни возраста, ни хронологии. Есть женатый мужчина, а есть женщина, которую он встретил на кладбище, и которую когда-то любил. Он то идет за ней бодрым шагом, то вяло тащится, то старается убежать от нее. А она — то ли любовница, то ли воплощение любви, то ли сама смерть.

с8Реальна ли она — остается загадкой. Столь же загадочны и персонажи Лауры Пицхелаури, перевоплотившейся до неузнаваемости. Эффектная красотка, она возвышается над этим миром, сидя наверху стремянки и укрыв все ступени подолом чрезмерно длинного платья. А уже в следующей сцене она древняя старуха со скрюченными руками и выпачканными мелом волосами. Она то мать, то жена героя. За сменой ее ролей не уследить, а в какие-то моменты два персонажа и вовсе сливаются воедино, выражая отчаянное желание любить и не отпускать, привязать к себе крепче. И обеих этих героинь словно разрывают на части противоречивые чувства. Как мать она не принимает новую возлюбленную сына, но пытается быть любезной, как жена — отчаянно хочет доказать, что любит и будет бороться за любовь, но в тоже время зовет соперницу снова и снова. Героини Пицхелаури притягивают к себе героя и тут же отталкивают его, а оттолкнув — снова начинают тянуть к себе.

Монологи о любви и обиде, а главное, о желании вернуть то давно утерянное чувство счастья, повторяются снова и снова. Эти слова, произнесенные то криком, то шепотом, засасывают героя точно в страшную воронку. В этом бесконечном круговороте герой Куликова не выдерживает и уходит. Уходит навсегда из жизни этих людей и из своей собственной жизни.

Его слова повторит герой Сергея Волкова. Он то с видом наивного ребенка, держащего в руке воздушный шарик, играет сына героя, то с усталость и безразличием на лице — его отца. Но вместе с этим он тут существо инфернальное, существующее по ту сторону жизни и смерти. На высоких ходулях и в закрывающем их длинном плаще он вышагивает по сцене, точно следя за всем откуда-то сверху. В нем весь мистицизм и — в чем парадокс —  в нем же и надежда. Он будто ведет за собой, пытаясь спасти героев. Но они не замечают его, то проходя мимо, то обгоняя в беге по кругу. И его черные воздушные шары, которые он неустанно носит с собой и протягивает Женщине и Мужчине, так и останутся при нем. А такие же шары, прикрепленные к авансцене, в финале поднимутся к потолку, внезапно оторвавшись от земли, видимо, вместе с отмучившейся душой героя.

с

Нет героя — и нет больше веры. Никто не берет протянутую руку Женщины, и она так и остается стоять в нелепой и даже немного унизительной позе. Ее надежды рушатся, и вместо песчаных замков остается телега с песком, которым герой Волкова осыпает себя, точно ливнем прибивая к земле. А чтобы окончательно уничтожить все мечты без остатка, все место действия и все оставшиеся черные воздушные шары обрабатывают истребительной дезинсекцией из кислотно-салатовых пульверизаторов. И в этом мире не остается ничего, что может породить новую надежду.

Текст: Яна Чичина

Фото: Виктор Васильев

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика