Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

СТРАНЕН БЫЛ ТОМНЫЙ МИР

Дмитрий Циликин,- Деловой Петербург. 15.05.2015

Программка квалифицирует представляемый продукт как «сочинение по пьесе „Женитьба“ и другим текстам Николая Васильевича Гоголя», кроме того, использованы тексты «Евгения Онегина», «Идиота» и Цветаевой. «Онегина» читает Александр Новиков, прежде и после он — полупридурочный, как и все в «Женитьбе», отставной моряк Жевакин, но тут он предстает каким-то типа мастером художественного слова — записывает на радио отповедь Евгения Татьяне: «Супружество нам будет мукой» и т. д. Какая плодотворная, открывающая новые смыслы ассоциация режиссера Юрия Бутусова: увидеть в боязни брака сходство между героями романа и комедии (и вообще-то между Гоголем и Пушкиным).

Раз так — из «Онегина» извлеку другую цитату: «И странен был томный мир его чела». Мир этого спектакля поистине странен. Начинается со сцены женихов. Яичница — Сергей Мигицко, Анучкин — Евгений Филатов и Жевакин стоят сбоку у портала: прожектор выхватывает из темноты их крупный план — мужики приладились у столика, по всей видимости, пивной, чтобы, как сказано в другой пьесе Гоголя, за бутылкой толстобрюшки перетереть свое холостяцкое житье-бытье. Потом эта троица будет неоднократно уморительно распевать попурри из всяких советских песен, когда дошло до «Осенью в дождливый серый день Проскакал по городу олень», идиотизм сгустился до такой степени, что зал грохнул.

Это необыкновенно точное и пластичное выражение тягучего надсадного гоголевского абсурда. (Мне кажется, чуть не весь Хармс вышел из одной подколесинской реплики, обращенной к Кочкареву: «Спасибо, брат, век буду помнить твою услугу. (Тронутый.) Будущей весной навещу непременно могилу твоего отца». Кто этот Кочкарев-старший и почему через год, поскольку на дворе как раз весна?) Трио женихов в конце концов откровенно продекларирует свою клоунскую природу, надев красные носы. Решение вообще-то тривиальное (хотя оно приуготовлено многими другими гэгами — например, сваха, пугая Подколесина седым волосом, вытягивает у него из головы этот многометровый, через всю сцену, волос). Но зато Мигицко отлично прочитает кусок из «Невского проспекта» (а Филатов — из «Записок сумасшедшего», неубедительно). Еще здесь то один, то другой персонаж повторяют чужие реплики — в этом краю душевной истомы и сексуальной фрустрации всем его обитателям известен канонический сценарий женитьбы, и, скажем, Яичница достает из чемодана фигурки-силуэты и разыгрывает ими объяснение Подколесина и Агафьи Тихоновны. Потом этот диалог сыграют они сами — чудесно, трогательно-проникновенно.

А перед ним — очень эффектная сцена. Художник Николай Слободяник устроил черный кабинет: в пустоте появляются покойное домашнее или барное кресло, ступеньки, металлические спинки от кровати, никуда не ведущая дверь… Монолог Агафьи Тихоновны насчет замужества и детей Анна Ковальчук (красивая настолько, что к этому все никак не привыкнуть) проводит страстно, мечется в темном пространстве, зияние которого подчеркивает петербургский фонарный столб, вытряхивая из черных пластиковых мешков горы резаной белой бумаги, так что в конце концов вырастает целый сугроб, — зрелище совершенно завораживающее.

Еще одна сценографическая находка, которую не забудешь, — вслед за монологом Подколесина (Олег Федоров играет его интеллигентным неврастеником, похожим на героев Бергмана и Антониони) перед знаменитым прыжком в окно. Здесь прыжок — в темноту, свет врубается, и в финале занесенный бумажным снегом планшет уставляют теми самыми кроватными спинками, увитыми кое-где искусственными цветами, — они превратились в кладбищенские ограды. Но между сильными яркими кусками немало зон, где драматическое напряжение спадает, ткань действия провисает под тяжестью бесконечных повторов, и смотреть спектакль становится попросту тяжело. Впрочем, Юрий Бутусов никогда с премьерой не оставляет работы, будем надеяться, усовершенствует он и этот свой опус.

Дмитрий Циликин

Русская матрица

Уважаемые зрители! 24 января, сразу после показа «Русской матрицы», мы приглашаем вас побеседовать на темы спектакля. Во встрече примут участие театральный критик Татьяна Тихоновец и режиссёр Андрей Прикотенко.

ФАЛЬШИВАЯ НОТА

Уважаемые зрители! Предпремьерный показ спектакля «Фальшивая нота», назначенный на 20 февраля 2019 года в 19:00, отменяется по техническим причинам.

Подробнее

Лекция А.Ф.Некрыловой

13 февраля в 13.00 на Камерной сцене театра состоится лекция А.Ф.Некрыловой «Отечественная мифология и традиционная культура».

Подробнее

31 декабря 2019

Уважаемые зрители! Сообщаем вам, что 31 декабря 2019 года будет играться спектакль "РУССКАЯ МАТРИЦА" (16+). Начало в 16.00. Открыта продажа билетов!

Дневники Блокады

28 и 30 января в 16.00 на Малой сцене театра Санкт-Петербургская Студия «Позитив» совместно с Ассоциацией поддержки творческого развития детей и молодежи «Оперение» начинает акцию «Дети – театру» показом спектакля "Дневники Блокады".

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика