Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Сыграть про любовь, ненависть, ревность

Жанна ЗАРЕЦКАЯ ,- «Вечерний Петербург», 2008, 13 февраля

В новом спектакле «Испанская баллада» актёры играют внятно и страстно
В Театре им. Ленсовета вышел спектакль по роману Людвига Фейхтвангера «Еврейка из Толедо». Называется он «Испанская баллада», баллада и вышла: прозрачный полумифический сюжет, ансамбль фламенко, задающий ритм , актеры, играющие так же внятно и страстно, как во времена Игоря Петровича Владимирова. Роль кастильского короля Альфонсо X сыграл Семен Стругачев и это, пожалуй, открытие знаменитого на всю страну комика в совершенно неожиданном качестве. Но начинать разговор о спектакле надо с постановщика - московского режиссера Гарольда Стрелкова.
Истина страстей и правда чувств
Немного найдется режиссеров, которые отчетливо понимают, что психологический театр чеховско-станиславского толка завершил свое существование, и уж совсем мало тех, кто сознательно ищет новые формы того, что Пушкин назвал «истиной страстей и правдоподобием чувств». Московский режиссер Гарольд Стрелков - как раз из таких. Он учился у большого мастера режиссуры Петра Фоменко и унаследовал от учителя главную составляющую его театра - ставку на актера, на его темперамент и единомыслие с режиссером. Долгое время Стрелкову пеняли на два греха: во-первых, не ставит хорошей драматургии, а только какие-то схемы, сочиненные не самыми лучшими драматургами современности, во-вторых, на главные роли назначает исключительно собственную жену Ингу Оболдину. Жена его, впрочем, -- одна из лучших актрис современности с уникальной природой и на редкость мощным темпераментом, под нее надо было открывать театр и слава богу, что это сложилось. Зато Стрелкова захочешь не упрекнешь в том, что в его спектаклях не видно актеров - они как на ладони. В «Испанская баллада» Оболдиной нет, а есть Семен Стругачев, Сергей Мигицко, Сергей Кушаков, Лариса Леонова Лаура Лаури, Ирина Балай, Елена Комиссаренко. И теперь уже совершенно ясно, на какую мельницу Стрелков льет воду. Каждый второй режиссер нынче начинает свою карьеру с лозунга: «Вернем сцену актеру», а заканчивает громоздкими и невнятными режиссерскими построениями, сквозь которые артисту не продраться. Больше всего нынешние постановщики боятся элементарных чувств и сюжетов. Все простые истории у нас показывают в чесовых антрепризах, и даже лучшие из них эксплуатируют актерские штампы в комедийном жанре и только. Сыграть немудреную, но серьезную достойную песни историю про любовь, ненависть, ревность - это для артистов и режиссеров задача, как правило, уже невыполнимая, и решается она так: приглашается орава помощников, осветители, хореографы, вокалисты, не говоря уже о художнике - и все они работают на то, чтобы скрыть режиссерскую беспомощность и актерскую фальшь. Тип драматического концерта - самый распространенный тип нынешних «романтических» зрелищ. Так вот, режиссер Гарольд Стрелков вроде бы и вытащил на сцену целый ансамбль фламенко - в самом деле роскошный - но определил ему четкое место: окантовки, прекрасной рамы для страстных картин, где действующие лица достойны рембрандтовских полотен, хотя действие пьесы происходит гораздо раньше, в XIII веке, в эпоху яростных крестовых походов.
Роман превращён в балладу
Инсценировка, которую Стрелков на сей раз сделал самолично, на первый взгляд, весьма уязвима. Тексты кажутся слишком прямолинейными, некоторые реплики - просто непроизносимыми. Но знаете, что удивительно: даже самые нелепые реплики - вроде той, что произносит каноник-летописец: «Посмотри, король, что я вынужден был написать о тебе в своем документе» и далее пространная цитата про то, что правитель прозябает во грехе с еврейкой, -- даже они выглядят искренним человеческим проявлением. Актер Александр Новиков легко и убедительно (как давно уже не играл) играет наивного служителя церкви, для которого в начале действия мир выглядят элементарным букварем, где понятия греха и подвига очевидны - потому он и берется за летопись. А к финалу, пребывая рядом с королем, то есть, с его вроде бы абсолютно греховной страстью, приходит к другому выводу, гораздо более бесспорному: история - мертвая наука, потому что она не оживляет людей, а раздает им оценки, всегда уязвимые. Он чуть не плачет, разрывая в клочья свои манускрипты, отчего становится ясна главная идея спектакля - история сбрасывает со счетов любовь, ту самую, которая, на самом деле, и определяет ее ход. Поэтому надо оставить историю сказителям и бардам, для которых человек и его чувства важнее фактов. В этом убеждении режиссер полностью совпадает с писателем. 
Стрелков, словом, излагает роман Фейхтвангера так, что он укладывается в короткую балладу, которую поет красивая брюнетка изумительным грудным голосом. Ну а текст, предназначенный актерам, выглядит не более, чем сценарий комедии дель арте. Для пересказа хватит трех предложений. Король-крестоносец, забавляющийся на досуге тем, что рубит головы неверным, влюбляется в дочь еврея, которого только что назначил министром финансов. Прекрасная еврейка отвечает ему взаимностью, и вырвать его из сладких объятий возлюбленной может только известие о болезни сына. Сын умирает, король, дабы замолить грехи, устраивает военных поход и проигрывает войну, а рыцари, подстрекаемые королевой, под видом народной мести неверным, зверски убивают министра финансов и его красавицу дочь. Здесь нет ни глубокомысленных монологов, ни лихого сюжета, что только успевая соображать, кто кому дядька, ни, главное, нарочитой двусмысленности в каждой реплике. Тут что ни сцена - то проживание на пределе возможностей самых корневых чувств: любовной страсти, ярости, ненависти, ревности, жажды власти. Это и есть азбука актерского искусства, без которой двух шагов по сцене не пройдешь.
Неузнаваемые 
Суровый пейзаж сцены у Стрелкова тоже сложен из первоэлементов, но природных - кожаные тюки, деревянная плаха на месте рампы, металлические топоры и цепи (художник Александр Липовских). Иногда в самом центре возникает ложе с золочеными решетками и под балдахином - так выглядит на сцене старый замок Альфонсо, где он укрылся с еврейкой Ракелью. Но более всего впечатляют актеры, каким-то удивительным образом сохранившие в памяти чувства, которых в реальности уже не встретишь. Семен Стругачев вдруг обнаружил способность играть чистую страсть - без лирики и без похоти, не знающую стыда и не умеющую ждать. Обласканный, этот Альфонсо превращается не в менестреля, а в послушного детеныша. Ракель Лауры Лаури - это уже готовая Джульетта, и самое занятное, что в других ее ролях темперамент такого масштаба даже не угадывался. И почему бы теперь, собственно, Сергею Мигицко не сыграть Шейлока? - думается в те минуты, когда артист обходится без карикатурных красок. А сцена убийства, которая поставлена в стиле режиссера Камы Гинкаса, поперек текста Фейхтвангера, -- это еще и очень сильный режиссерский ход. Вместо кровавой бойни - тихий, такой, что приходится прислушиваться, рассказ старого еврея и его дочери о том, как их убивали. Спокойный, как рассказ мертвецов, которые уже недосягаемых ни для боли, ни для человеческой нетерпимости. Во время этой сцены они, ей богу, выглядят как Лир и Корделия. А Стругачев - так это Макбет: буйный, страстный, совершающий убийства не ради власти, а ради любви к своей прекрасной королеве, которую вполне осилила бы Елена Комисаренко - здесь покинутая королева и убийца.
И это я не медали на грудь раздаю. Это я со всей ответственностью утверждаю, что режиссеру Гарольду Стрелкову удалось вернуть значительную часть труппы Театра им. Ленсовета, который без большого куража искал своего счастья в бульварных сюжетах, в лоно высокого поэтического театра. Такого радикального поворота уж точно никто не ожидал. Тем приятнее было обмануться. 
Жанна ЗАРЕЦКАЯ

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика