Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

"Три сестры" в гареме Феллини

Дмитрий Циликин,- «Росбалт», 2014, 14 февраля

Есть нечто провиденциальное в том, что премьеры "Трех сестер" Юрия Бутусова в Театре имени Ленсовета и "Алисы" Андрея Могучего в БДТ состоялись с разницей в один день. Потому что и ситуации в обоих прославленных театрах во многом схожи, и результаты, при всех эстетических различиях, представляются близкими. Прославленные-то они прославленные, но слава эта - былая.
Золотой век давно минул, а его свидетели и создатели - актеры Георгия Товстоногова и Игоря Владимирова - продолжают работать, и это обстоятельство не позволило бы провести черту под прошлым и начать с нуля. С прошлым надо как-то корреспондировать, хоть и понимая, что "былого нельзя воротить и печалиться нечего". Главный режиссер Театра Ленсовета Юрий Бутусов еще прошлым летом в интервью "Росбалту" признавался, что некоторое противодействие внутри труппы чувствует - и вовсе не уверен, что на предложение возглавить что-то в Москве, буде таковое поступит, ответит отказом. Однако уже в ноябре он выпустил "Месяц в деревне" (спектакль называется "Все мы прекрасные люди") - и стало очевидно: что-то переломилось. Со сцены в зал изливалась энергия взаимной приязни между режиссером и актерами, подделать которую невозможно.
В "Трех сестрах" это ощущение только усилилось - Бутусов собрал и перемешал выпускников разных школ и представителей разных поколений (к примеру, Анна Алексахина, играющая старшую сестру Ольгу, годится Лауре Пицхелаури - младшей Ирине - в матери), но удивительным образом получился ансамбль, в котором каждый индивидуальный голос складывается в общую музыку. Бутусов - представитель так называемой поэтической, ассоциативной режиссуры, руководствующейся не жизнеподобной логикой, но развитием мелодии и ритма. Знаете, что его "Три сестры" неожиданно напомнили? "8 ½"! Герою фильма Федерико Феллини грезится потешный сходняк всех случившихся на его жизненном пути баб, с отрочества до нынешней жены, - и в этом воображаемом гареме он наконец сбрасывает путы правил поведения, говорит им и делает с ними то, что хотел бы, да не мог себе позволить.
А вот как Бутусов решает сцену Андрея Прозорова со сторожем земской управы Ферапонтом. Мирный диалог превращен в бешеный поединок, какой-то адский танец, где Ферапонт (его играет молодой Иван Бровин) предстает выморочным бесом, долго и мучительно требующим подписать бумажку. Однако ведь Андрей попивает, и эта дикая сцена - то, как она представляется изнутри его отравленного алкоголем сознания. Ольга, которая в пьесе осторожно выговаривает Наташе за ее хамство, здесь эти слова яростно кричит - нам дано увидеть, как все выглядело бы, не сдерживай ее воспитание, необходимость следовать приличиям. Но это так жизненно! Скажем, Пастернак в 49-м году сорвался в письме к актеру Борису Ливанову - своему вроде бы другу, ведя речь и о других близких: "Я говорил и говорил бы впредь нежности тебе, Нейгаузу, Асмусу. А конечно охотнее всего я бы всех вас перевешал!" - кому из нас не знакомо это чувство? Прощаться с Машей Вершинин является в виде клоунского циркового коня, ноги которого изображает согнувшийся и прикрытый попоной Кулыгин, Машин муж, и этот гротескный треугольник из двух мужчин и одной женщины необычайно пластично передает горчайший чеховский смех сквозь слезы.
Так устроен весь спектакль. Притом - самое в нем удивительное - придумки, штуки, трюки и кунштюки, перекраивание текста, многократные его повторы, передача реплик другим персонажам - никак тексту не вредят. Чехов звучит, что называется, на дыхании, внятно, крупно, сильно. Художник Александр Шишкин забрал сценическую коробку в черные сукна, на фоне которых периодически появляются белые ярко освещенные экраны. Лаура Пицхелаури, стоя перед таким экраном, который подает ее лицо крупным планом, произносит знаменитую хрестоматийную, а потому уже прямо-таки "несказуемую" реплику Ирины: "Душа моя, как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян" - и это не кружево изящных слов, но трагедия неспособности любить... У Бутусова сверху летят свернутые в рулон ковры - должно быть, их при пожаре третьего акта выбрасывают из окон, так, что они заваливают бедную Машу. А у Могучего в "Алисе" с ярусов летят бутафорские кочаны (зрители сидят на сцене, играют в зале Каменноостровского театра, Новой сцены БДТ, который художник Мария Трегубова укутала белыми завесами). Их швыряют в ответ на речь Кролика (Анатолий Петров), пропагандирующего овощную диету, - просил? Вот тебе твоя капуста!
"Алиса" - сложенные в спектакль фантазии на темы книжки Кэрролла и собственные воспоминания актеров и режиссера. Это тоже похоже на "8 ½" - великий фильм про немоту, поразившую художника, - и как же ему теперь переживать творческий кризис, исчерпанность своего дара? У Феллини простое средство: отдать в этом отчет, осмыслить, признаться себе и другим в своей несостоятельности - и за эту-то честность волшебная сила вспомнит о тебе и к тебе вернется. Вот и Могучий предложил немолодым артистам БДТ порефлексировать на тему своей профессии, жизни и судьбы. В "Алисе" режиссеру от мастеров понадобилось не только и даже не столько их мастерство, сколько личностная значительность. Старики вовсе не обязательно мудры и добры, они бывают глупы, злобны, мелочны. Но что отрефлексировано - то почти побеждено. В монологах (их авторами значатся Могучий, драматург Сергей Носов и завлит Светлана Щагина) персонажи предстают вовсе не белыми и пушистыми (даром что кое-кто среди них Кролик), не скрывая неприглядных черт. И даже Алиса получает от Шляпника (Валерий Ивченко) порцию азартных обвинений в холодности, в боязни отдаться сильным чувствам и быть счастливой. Понятно, что главный интерес всего предприятия - участие в нем Алисы Бруновны Фрейндлих. Интерес этот вознагражден.
Почти сорок лет с любовной заинтересованностью слежу за ее сценическими и киношными созданиями. Знаю, какой разной она может быть - и гениальной актрисой, навсегда обжигающей тебя легким пламенем красоты и правды, и обладательницей дивного лица (которое театральный писатель и критик Евгений Калмановский назвал идеально неправильным), чуть хрипловатого голоса, ломких прихотливых синкопированных интонаций, беспримерного обаяния, но все же не настоящей Фрейндлих, а лишь воспроизводящей ее знакомые виртуозные приемы. В "Алисе" есть явление настоящей Фрейндлих.
Театр превентивно оговаривает: "Фрейндлих играет обыкновенную женщину, нашу современницу, которая, как и сотни тысяч других Алис...", но это справедливо не в том смысле, какой, кажется, имели в виду авторы пресс-релиза. Путь роли пока неровен, и кое-где - в самом деле "обыкновенная женщина", которую, допустим, Фрейндлих изображала в, прости господи, сериале "Женская логика". Но когда, отвечая Шляпнику, она рассказывает, как невыносимо коротать бесконечные одинокие часы бессонницы, - этот монолог сыгран на уровне финального монолога в "Сталкере" Тарковского, лучшего, что Фрейндлих сотворила в кино...
На театре есть вещь, которую, повторюсь, невозможно симулировать, - положительная энергия, возникающая в актерах из внутреннего согласия с тем, что они делают. Как нельзя скрыть, если актеры против или им скучно, - всегда чувствуется, когда актеры за. В "Трех сестрах" и в "Алисе" чувствуется именно это, и это главное. Потому что режиссерские концепции могут быть какими угодно, но коли плохо играют - эти концепции ни для чего не нужны, разве что как повод для очередного бла-бла адептов лженауки "театроведение". А если играют хорошо - опять-таки нет дела до концепций, потому что живой действующий актер есть самодостаточная ценность театра. И БДТ, и театр Ленсовета ее нынче предъявили.

Дмитрий Циликин

 

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика