Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Успехи сомнологии

Дмитрий ЦИЛИКИН,- «Деловой Петербург», 12 февраля 2016

Сомнология, если кто не знает, — наука о сне. Для пьесы норвежца Юна Фоссе и спектакля режиссера Юрия Бутусова "сон" — самое точное жанровое определение. Именно как во сне, все происходит когда–то и сейчас одновременно, этот парень оказывается твоим отцом, и мать — уже не мать, а неведомая загадочная манящая и опасная красавица, и все остальное оборачивается не тем, за что ты его принимал поначалу, сердце колотится, ноги ватные, голова кругом, связи расползаются… пока в холодном поту не проснешься.

Итак, на кладбище встречаются Мужчина и Женщина. Кладбище это художник Александр Шишкин представил в виде круглой эстрады, вынесенной в зрительный зал. Она обрамлена белыми шарообразными лампами, а над ней реют шары, но уже черные, жутковатыми бесформенными гроздьями, будто гигантское насекомое отложило роковые яйца. Потом эту эстраду мебельщики (разумеется, в черном) беспорядочно заставляют здоровенными крестами, сделанными из картонных коробок, склеенных скотчем. Тему траурного кабаре продолжают роскошные напольные канделябры в глубине убранной в черное сцены. Посреди эстрады куча влажного песка — вроде бы на краю отверстой могилы, но из него, как на пляже, примутся лепить детские замки. Черные волосы засыпают белым порошком, и они седеют, встряхнешь — белый прах разлетается, как дым. Прахом покрупнее полна тачка, и один из персонажей будет с размаху в нее кидаться, разбрасывая фонтаны этой субстанции. Фонтаны, но уже воды, хлещут из лопающихся воздушных шаров (разумеется, черных). А из других шаров — клубы белого порошка. И так далее…

Все эти визуальные роскошества завихряются вокруг четверки актеров. Мужчина — Виталий Куликов и Женщина — Ольга Муравицкая поначалу сухо–безучастно обмениваются репликами. Вроде как они давно друг к другу тяготеют, расстались, нынешняя встреча — случайна/не случайна (как и положено во сне). И любовь (воспользуюсь бессмертным сравнением Булгакова) выскакивает перед ними, как из–под земли убийца в переулке. И пошло–поехало: появляются Отец — Сергей Волков, он на ходулях и в длинном пальто (разумеется, черном), Мать — Лаура Пицхелаури в кокетливой шляпке и платье с длиннющим шлейфом. Из их речей становится ясно, что времени прошло немало, Мужчина бросил жену с сыном и живет с Женщиной. Которую Мать не просто недолюбливает, а считает самоё Смертью, пришедшей за ее сыном. А на кладбище они пришли хоронить маму Отца, то есть бабушку Мужчины. И все всех здесь изобретательно, пластически изысканно–красиво, интонационно разнообразно любят–ненавидят, мучают и друг без друга не могут. Как всегда у Бутусова, сценический текст, полный поэтичных метафор, организованный по законам музыки, в какой–то момент вдруг заставляет твое сердце сжаться от тоски и сострадания — неведомо чему и почему. Здесь один из таких моментов — когда под печальные минималистические аккорды Фаустаса Латенаса Отец и Мужчина лепят тот самый замок…

Все это сновидение предпринято, дабы сообщить (одолжусь у еще одного писателя — Набокова), что "тройная формула человеческого бытия: невозвратимость, несбыточность, неизбежность". Это сказано на редкость ясно и выразительно, и незачем повторять.

Однако спектакль повторяет и повторяет на разные лады. В Сети есть все, в том числе документ о тендере на "закупку у единственного поставщика оказания услуг режиссера–постановщика при постановке спектакля "Сон об осени". Там прописана недурная сумма, но, уверен, стоит еще приплатить означенному режиссеру–постановщику, чтобы из нескольких финалов он сократил хотя бы парочку.

Экскурсии

Уважаемые зрители! 27 марта в рамках программы «Всемирный день театра» приглашаем вас на бесплатные групповые экскурсии по театру. Экскурсию проводит зав.музеем театра им.Ленсовета Вера Николаевна Матвеева.

Подробнее

«МЕДЕЯ» в Москве

20 февраля спектакль Евгении Сафоновой «МЕДЕЯ» будет показан в Москве на Малой сцене Театра Наций в рамках программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска». Начало в 20.00.

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 27 марта на Большой сцене вместо спектакля «Смерть коммивояжера» будет сыгран спектакль «РЕВИЗОР». Начало в 19.00. Билеты действительны. Приносим свои извинения!

Подробнее

Последний спектакль

Уважаемые зрители! 25 марта спектакль «Кабаре Брехт» будет сыгран в последний раз.

Абонементы

Уважаемые зрители! С 4 февраля 2019г. открыта продажа комплектов билетов по специальной цене на спектакли, заявленные в репертуаре театра на февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2019 года.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика