Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Выбор – это всегда трагедия

Екатерина Омецинская,- «Аргументы Недели» № 20 (461) от 4 июня 2015

Премьерный спектакль Театра им. Ленсовета «Город. Женитьба. Гоголь» – отнюдь не комедия: слишком уж глубок в нём анализ гоголевской прозы и человеческой психологии.

Новая постановка Юрия Бутусова многомерна и многопланова. Она увязывает не только произведения Гоголя («Женитьба», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Ревизор»), Достоевского («Идиот»), Пушкина («Евгений Онегин»), цветаевское «Мы с вами разные…», но и времена, в которых существовал и существует Петербург, а заодно и извечная проблема взаимоотношений мужчин и женщин.

Что есть Петербург? Говорят, он всех загоняет в строгие рамки. С этим не поспоришь: следствием тревожного сумрака летних ночей и осенних вечеров, вечного звука дождя и крахмального скрипа инопланетного снега на фоне черноты проходных дворов и тусклого света фонарей (всё это есть в спектакле) являются жители – каждый не в себе, каждый загнан в угол одиночества. Одиночество здесь – норма: кто-то борется с ним исполнением песен из советского репертуара – чтобы хоть в хоре почувствовать единение с другими, кто-то надеется обрести утешение в прикармливании мириад голубей (ну, чем они не компания?), а кто-то думает, что исправит своё положение женитьбой. Но это в других городах «женихи не прыгают в окно, потому что это неудобно», а засидевшиеся в девках невесты не прогоняют женихов с глаз долой. В Петербурге прыгают, прогоняют – и ещё как! Здесь не получается «меньше думать – больше жить». Этот город, где по улицам до сих пор бродит Пётр I, – живее всех живых, а при нём – дама, претендующая на роль императрицы, обостряет в человеке всё то, что не даёт покоя. Он заставляет сомневаться, мучает видениями, подменяет сущности, сводит с ума, не меняя только главного отличия двух полов, делающего их почти несовместимыми.

Подколесин (Олег Фёдоров) и прочие женихи (великолепное трио, состоящее из нетипичных Сергея Мигицко, Евгения Филатова и Александра Новикова) мучаются тем, что не могут сделать выбор. Вроде и хотят, но осмелиться проявить волю не могут: окончательное решение о женитьбе всё откладывается, да так и не происходит под аккомпанемент оправданий бездействия.

Мучается выбором и Агафья Тихоновна (Анна Ковальчук) – оттого, что пытается сделать его среди четырех женихов, а вот завершить процесс не может. И страдает от этого ужасно, хотя в отличие от мужчин в своих мучительных раздумьях она у Бутусова не становится смешной.

А вот Кочкареву (Сергей Перегудов) худо от того, что он сделал этот выбор и женился (но на самом-то деле это его выбрала какая-то Агафья Тихоновна!). И что есть женитьба? Её следствием является вечное выяснение отношений, вечный спор за лидерство, одиночество вдвоём, которое приводит лишь к одной концовке: «Они жили вместе и умерли в один день». А разве не умерли, уже поженившись, – в попытке разрешить проблему только личного одиночества? В чём счастье брака, где панцирная сетка кровати сродни голгофскому кресту, а железные кроватные спинки суть могильные оградки? Делай выбор, не делай – один конец...

Почти полное отсутствие декораций (по воле художника Николая Слободяника, на фоне чёрного кабинета лишь немногие предметы мебели, фонарь, дверь «в никуда»), музыка, всегда у Бутусова работающая на восприятие, свет (Александр Сиваев) и актёрская игра создают очередное чудо воздействия на чувства зрителей. При всей интеллектуальности режиссуры Бутусова, при его умении разобрать «по косточкам» любое произведение, каждая его постановка в первую очередь «бьёт» по эмоциональной сфере. Раньше, чем зритель понимает, что происходит на сцене, он чувствует это происходящее, сопереживает героям смехом, вздохом, аплодисментами – реагирует на действие. Образы, которыми оно наполнено, читаются почти моментально, но переход комизма в лиризм почти неуловим: вроде только что было забавно, даже смешно, а уже взгрустнулось над подлинностью переживаний.

Вот является Кочкарев-Перегудов в розовом костюме – чем не «мальчик Купидон», неудачник по определению? Вот Яичница-Мигицко расставляет мелкомасштабные домики и сундучки – чем не великовозрастное дитя, которое не способно увидеть «большого» за своими игрушками? Вот, перебивая друг друга и меняясь отведёнными им по ходу действия местами, бедолаги-женихи наперебой повторяют знаменитую фразу «если бы нос Ивана Ивановича…», и становится ясно – от перемены мест слагаемых сумма не меняется…

Но колесо Фортуны, обналиченное в спектакле в стальной обруч, может «лечь по-другому»: тогда и панцирная сетка станет разводным петербургским мостом, и парус над лодкой заалеет. И сразу счастье будет так возможно, так близко: императрицу-то можно встретить в каждой пышечной, но вот только выбирать назначено ей одной…

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика