Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Юрий Бутусов поставил в петербургском Театре им. Ленсовета «Трех сестер» Чехова

Дмитрий Циликин,- «ВЕДОМОСТИ», 06.02.2014

Режиссер Юрий Бутусов поставил в петербургском Театре им. Ленсовета «Трех сестер» Чехова. Его спектакль - одновременно поэма и жесткий психоаналитический сеанс

 

 

Режиссер верен принципу: когда есть рациональное объяснение - такое решение ошибочно. Надо оставить лишь то, что продиктовано не линейной, но поэтической и ритмически-музыкальной логикой.

Постоянный соавтор Бутусова художник Александр Шишкин забрал сценическую коробку в черные сукна, повесил справа что-то типа антресолей, с них ведет лестница, в глубине наверху экранчик, на нем всякие картинки, чаще всего - панорама из окна несущегося «Сапсана». Это, само собой, метафора несбыточной мечты о Москве.

Впереди - большой стол, мебелишка из подбора, от офисно-кафешных пластиковых до старых деревянных стульев, рояль, торшеры с абажурами и голые шесты с лампочками наверху. Еще - огромные белые переносные экраны: когда кто-то из героев встает перед таким залитым хирургическим светом прямоугольником (художник Александр Сиваев), получается его видный до мельчайшей черточки крупный план. Как всегда у Бутусова, непрерывная музыка - специально написанная Фаустасом Латенасом, а кроме того, Бах, Равель, Deep Purple, Клавдия Шульженко и т. д. Пожар метафоризирован обвалом свернутых ковров, которые, должно быть, спасают от огня. Три сестры - офицерские дочки - с детства привычны к оружию и ловко передергивают затворы. Возраст и телесная полнота создаются демонстративным наклеиванием бород и надеванием толщинок. Фактуры и формы голого тела, кожи (в обоих смыслах: skin и leather), меха, сетчатых чулок, размазанного по лицу грима, облепляющей мокрой ткани, развевающихся волос образуют пластически-чувственную среду спектакля. Как всегда у Бутусова.

Новое - работа с текстом. Который зачастую режиссеру был не слишком важен - служил лишь отправной точкой фантазии. А в «Трех сестрах» произошел какой-то чудесный фокус. Главная беда постановок классики (особенно сериалов) - слова XIX в. звучат в современной жлобской мелодике. Тут же загадочным образом Чехов, оставаясь собой, кажется сегодняшней речью. Актеры до конца присвоили текст, притом ни на грамм не играя никаких дворян и офицеров 1900 г. И он звучит не просто свежо - злободневно: «Надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».

Однако спектакль не оставляет шанса этим прекраснодушным мечтам Тузенбаха (славная работа Григория Чабана). Гнилая скука не в общественном устройстве, а в самой природе человека. Психологическая тонкость традиционного чеховского театра всегда состояла в том, что мы по внешне достаточно сдержанному поведению персонажей догадывались, какое пламя у них внутри. Бутусов вскрывает это «внутри». Например, когда Ольга (Анна Алексахина) говорит Наташе (Анна Ковальчук), что от ее хамства «я просто падаю духом», - у нее не страдающий лепет воспитанной барышни, но надсадный крик. Второй акт начинается повтором начала первого, но теперь это не мирные именины Ирины (Лаура Пицхелаури), а безошибочное предчувствие беды, и Маша (Ольга Муравицкая) обреченно размахивает черным флагом (хотя здесь одна из длиннот, от которых, увы, 4,5-часовой спектакль не свободен).

Главная метафора - стена из деревянных кирпичей, ее в истерическом припадке пробьет Соленый (мелкодемонический Илья Дель), но в финале все мужчины сложат ее заново, замуровав трех сестер. Выхода нет.

Дмитрий Циликин

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика