Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

"Женитьбу" Гоголя Юрий Бутусов поставил как трагедию

Галина Коваленко,- Независимая газета, 18.05.2015


театр, ленсовет, премьера, гоголь
Смешного здесь и правда немного. Фото с официального сайта театра

«Сочинение по пьесе «Женитьба» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя» в Театре имени Ленсовета в постановке Юрия Бутусова – продолжение его поисков в сфере постдраматического театра. Массовая культура во многом определяет его эстетику, но и интеллектуальная ветвь, к которой принадлежит Юрий Бутусов, творчески жизнеспособна.

В спектакле «Город. Женитьба. Гоголь» тексты Гоголя сочетаются с фрагментами «Идиота» Достоевского, «Евгения Онегина» Пушкина и стихотворением Цветаевой – таково зашифрованное послание к адресату, который ведом лишь режиссеру. Бутусов поставил трагический гиньоль. Путеводителем по нему может стать статья Набокова о Гоголе с ее парадоксальными утверждениями, одно из которых бесспорно: «Пьесы Гоголя – это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального познавания». Так сочинили спектакль режиссер и художник Николай Слободяник. Визуального сходства с Петербургом нет, но город угадывается в прямых геометрических линиях и конструкциях, в фонарях, в падающем снеге, сквозь хлопья которого все кажется зыбким и призрачным. Это заслуга художника по свету Александра Сиваева.

В атмосфере сновидения разворачивается вся постановка. Если свести спектакль только к финальной картине, когда появляется немереное количество спинок от супружеских кроватей, ассоциирующихся с надгробиями, то вывод прост: это смерть института брака. Но одновременно это и спектакль о человеке, отчаянно стремившемся наладить распавшиеся связи с миром и другими.

Движущая сила действа – Кочкарев (Сергей Перегудов). Он вваливается с огромными розовыми ушами (вроде бы нос нужен), с гомерическим наглым смехом. Кто такой Кочкарев? Держатель брачного агентства, где служит сваха Фекла Ивановна, любительница Цветаевой, голубей и собачек (Галина Субботина). На ней лежит печать неизбывного одиночества, и ее клоунские эскапады не могут скрыть ее несчастливую судьбу.

Многие реплики пьесы неоднократно повторяются разными персонажами. Арина Пантелеймоновна (Евгения Евстигнеева) произносит реплики слуги Подколесина Степана, ввергая в изумление, но они тут же возвращаются ей Подколесиным. Игра с языком напоминает «Лысую певицу» Ионеско. Прием эффекта искажающих зеркал принципиален. В этой фантасмагории возможно все. Абсурд постоянно дает о себе знать. На Кочкарева и Арину Пантелеймоновну время от времени возлагается функция слуг просцениума. Они заполняют танцами и клоунадой паузы, во время которых рабочие меняют декорации, подчеркивая театральность как эстетический прием.

В незадачливом женихе Подколесине (Олег Федоров) угадывается пушкинский Евгений из «Медного всадника», Поприщин из «Записок сумасшедшего» и временами современный молодой человек. Олег Федоров красив, интеллектуален. В этом Подколесине таится что-то загадочное, нездешнее, роднящее его с персонажами театра абсурда. Кочкарев–Перегудов тоже оттуда. Но если в Кочкареве до поры до времени преобладает шутейное начало, то в Подколесине при всех его комических кунштюках ощущаются таящиеся в подсознании страхи, вызванные отнюдь не дилеммой жениться или не жениться. Его страхи экзистенциальные, порой бессознательные, но все-таки он не человек из подполья. Актер выстраивает сложный характер одиночки, которому трудно найти общий язык с другими.

Тексты Достоевского и Гоголя – нить Ариадны в этом сложном сценическом абсурде. Подколесин – жених на обочине, с краю. Основные претенденты – Яичница (Сергей Мигицко), Анучкин (Евгений Филатов) и Жевакин (Александр Новиков). Они выступают трио, но каждый имеет и сольную партию. Трио женихов лирично и не потому, что они задушевно и с юмором поют советские песни. На них падает тень их личного одиночества. Подобно замкам фаты-морганы, видится им счастливая семейная жизнь. Кочкарев с навязчивой идеей женить Подколесина разбивает их скромные мечты.

Центр притяжения – Агафья Тихоновна (Анна Ковальчук). Она постоянно меняет обличья, являясь то прелестной, с осиной талией барышней, то тяжеловесной девицей в летах, то таинственной незнакомкой. И как гром среди ясного неба – вдруг «с большим одиноким, острым носом» (Набоков). В ирреальном мире Гоголя это не менее возможно, чем девица с тремя носами в «Жаке, или Подчинении» Ионеско. Анна Ковальчук в спектаклях Бутусова находит новые, неожиданные краски. Здесь она соединяет лиричность с утонченной интеллектуальной клоунадой. У Анатолия Эфроса Агафье Тихоновне виделась счастливая жизнь с Подколесиным и многочисленными детьми. Агафья Тихоновна – Ковальчук под шумок выходит замуж за Анучкина. Короткая пантомима оправдывает финальную метафору – супружеское ложе есть могила. Но мрачная метафора нивелируется комической мизансценой: новоявленные супруги, потерявшие свою индивидуальность, смешиваются с толпой. Имя их легион.

Юрий Бутусов – мастер интеллектуальной клоунады. В этом спектакле ее палитра особенно разнообразна. Сергей Перегудов, неоднократно демонстрирующий свои возможности в этом плане, явил гамму – от буффонады до тонкого печального комизма, в последней сцене достигнув трагикомического эффекта. Сергей Мигицко, Александр Новиков, Евгений Филатов блеснули мастерством, органично соединив комедийное начало с поэтичностью, показав многогранность человеческой натуры, казалось бы, столь прозаических персонажей.

Диоген (по другой версии Эзоп) днем ходил с фонарем в поисках человека.

Об этом спектакль. 

Галина Коваленко 

Русская матрица

Уважаемые зрители! 24 января, сразу после показа «Русской матрицы», мы приглашаем вас побеседовать на темы спектакля. Во встрече примут участие театральный критик Татьяна Тихоновец и режиссёр Андрей Прикотенко.

ФАЛЬШИВАЯ НОТА

Уважаемые зрители! Предпремьерный показ спектакля «Фальшивая нота», назначенный на 20 февраля 2019 года в 19:00, отменяется по техническим причинам.

Подробнее

Лекция А.Ф.Некрыловой

13 февраля в 13.00 на Камерной сцене театра состоится лекция А.Ф.Некрыловой «Отечественная мифология и традиционная культура».

Подробнее

31 декабря 2019

Уважаемые зрители! Сообщаем вам, что 31 декабря 2019 года будет играться спектакль "РУССКАЯ МАТРИЦА" (16+). Начало в 16.00. Открыта продажа билетов!

Дневники Блокады

28 и 30 января в 16.00 на Малой сцене театра Санкт-Петербургская Студия «Позитив» совместно с Ассоциацией поддержки творческого развития детей и молодежи «Оперение» начинает акцию «Дети – театру» показом спектакля "Дневники Блокады".

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр
Яндекс.Метрика